Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Пантеизм - учение, отожествляющее в известном отношении Бога с миром;
на это указывает само название, происходящее от греческого to pan -  все
и o JeoV - Бог. В основе этого учения находится  проблема  об  отношении
единства  к  множественности,  бесконечного  к  конечному,   с   которой
приходится иметь дело всякой философии. В множественном и конечном  мире
явлений есть элементы, которые с необходимостью указывают на единство  и
бесконечность. Единство системы не есть только  субъективное  требование
ума; но обусловлено в объективной связи всех явлений между  собой;  идея
бесконечности  сама  собой  напрашивается  при   рассмотрении   конечных
предметов,  прежде  всего  -  в  форме  безграничного   пространства   и
бесконечного времени. Примирение этих двух  противоречащих  принципов  и
составляет задачу П. Само примирение может быть весьма разнообразным, но
в  общем  можно  различить  две  главных  тенденции:  первая  заставляет
исчезнуть конечное и многообразное в бесконечном единстве  божественного
бытия, второе направление,  напротив,  заставляет  бесконечное  единство
разлиться в конечном многообразии явлений. Из этого видно, что П.  имеет
некоторое сходство с двумя  столь  противоположными  направлениями,  как
религиозный мистицизм и, с другой стороны, материализм,  между  которыми
П. и ищет примирения. Не все пантеисты отожествляют Бога  с  миром.  Они
согласны принять формулу: мир есть Бог, но не обратную:  Бог  есть  мир,
ибо понятие Бога - более богатое и обширное, заключающее в себе мир,  но
понятием мира не исчерпывается содержание Бога.
   Мы здесь лишь перечислим пантеистические системы, не  вдаваясь  в  их
изложение. Истинная родина П. - Индия; две  главных  индийских  системы,
Веданта и Санкия, одинаково проникнуты П., причем первая  имеет  большую
склонность к мистицизму,  вторая  -  к  материализму.  В  Греции  первой
пантеистической школой были элеаты, но в  общем,  следует  сказать,  что
рационализм греков не был настоящей почвой для развития  П.,  который  в
полном расцвете появляется только в период упадка греческой философии, а
именно у стоиков и в особенности в александрийской философии, в  которой
восточные элементы играют столь  значительную  роль.  В  этом  отношении
особенно  замечателен  Плотин.  В  гностицизме   легко   заметить   туже
пантеистическую  струю.  Первая  крупная  пантеистическая   система   на
христианской почве принадлежит Иоанну Скоту Эригене: сочинение его:  "De
divisione  naturae"  появилось  ок.  865  г.  и   служило   впоследствии
источником, из коего черпали многие философы.  В  эпоху  Возрождения  П.
получает большое распространение: главный представитель его  -  Джордано
Бруно. В XVII в. главными представителями П. были  Спиноза  и  (отчасти)
Мальбранш (ум. 1715).  Немецкая  философия  после  Канта  развилась  под
сильным влиянием Спинозы и вся, в известном смысле, может  быть  названа
пантеистической, в особенности Шеллинг и Гегель. Разница немецкого П. от
П. Спинозы состоит в том, что  второй  определял  Бога  как  субстанцию,
первый же - как субъект; этим немецкие философы желают избежать упрека в
материализме, в отожествлении Бога с миром. П. имеет  сильные  и  слабые
стороны. Он как нельзя более идет  на  встречу  потребности  человека  в
объяснении явлений из одного принципа, при том принципа  не  случайного,
не мертвого, а содержащего в  себе  жизнь  и  разумность.  Он  старается
избежать двух одинаково, хотя и по разным причинам  неудовлетворительных
мировоззрений - дуализма и  материализма.  В  этом  заключается  великая
привлекательность всякой пантеистической системы, в особенности  -  если
она сумеет понять идею Бога, хотя бы в  форме  учения  о  транцендентном
сознании. Но нельзя не видеть и слабых сторон П., или, по крайней  мере,
трудностей на пути пантеистического объяснения.  Впрочем,  некоторые  из
них вовсе не специально принадлежат П. Так напр., одно  из  обыкновенных
возражений против П. заключается в невозможности объяснить с этой  точки
зрения свободу воли. Но разве нельзя почти того же самого  сказать  и  о
всякой другой системе? Наиболее глубокое объяснение свободы  мы  находим
именно у пантеиста Шеллинга (в его трактате о свободе  воли).  Некоторые
возражения против П. и пантеистов вызваны тем  двойственным  положением,
которое они занимают;  например  Спинозу  (как  и  стоиков)  упрекали  и
упрекают  в  материализме,  который  действительно   можно   найти   при
одностороннем толковании его системы. В этом смысле Шопенгауер  называет
П. "вежливой формой атеизма" и считает П. понятием", заключающим в  себе
противоречие - но он же  признает  и  значение  учения  en  cai  pan.  В
известном  отношении  П.  грешит  тем,   что   дает   лишь   номинальное
определение; прибавляя к миру идею Бога, он прибавляет лишь слово, нечто
неизвестное, ибо Бог пантеистов ведь не есть Бог положительной  религии;
он  лишен  тех  определений,  которые  обыкновенно  придаются   Богу   в
положительной религии. Мир остается загадочным, назову ли  я  его  Богом
или нет. Главный недостаток всякой пантеистической системы заключается в
невозможности для  нее  построить  нравственную  систему.  Добро  и  зло
оказываются одинаково атрибутами Божества, и злу приписано  божественная
природа; для нравственных предписаний  с  пантеистической  точки  зрения
трудно найти почву. Остальные недостатки, которые обыкновенно  указывают
в П., имеют меньшее значение; напр. Сессэ указывает на то, что  с  точки
зрения П. непонятно возникновение конечного, возникновение  нашего  "я",
но  эта  трудность  не  составляет  специфической  особенности  П.   Cp.
Goschler, "Du Pantheisme" (Пар.,  1840);  Jeannel,  "Des  doctrines  qui
tendent  au  pantheisme"  (1846);  E.  Saisset,  "Essai  de  philosophie
religieuse"  (Париж,  1862);  Jasche,  "Der  Panteismus   nach,   seinen
verschiedenen Hauptformen,  seinem  Ursprung  und  Fortgang  etc."  (Б.,
1826);  Blumroder,  "Ueber  die  verschiedenen  Formen  in  welchen   d.
Pantheism in neuerer Zeit aufgetreten ist"  (1832);  Schuler,  "Der  P."
(Вюрцб., 1884).
   Э. P.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz