Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Мочалов (Павел Степанович) - знаменитый трагик. Родился  в  Москве  3
ноября 1800 года; отец его был известным в свое время  актером-трагиком.
М. не получил систематического образования. 17-ти лет он  дебютировал  с
успехом в московском театре в роли Полиника в трагедии Озерова  "Эдип  в
Афинах". Через Кокошкина он сблизился с С.Т. Аксаковым, который ввел его
в  литературные  кружки  (сам  М.   впоследствии   писал   стихотворения
элегического содержания). М. вступил на артистическое поприще  в  эпоху,
когда кончалось обаяние трагедий Озерова и наступала пора  переводной  и
русской мелодрамы, а затем  и  романтического  репертуара  вперемежку  с
пьесами Шекспира и Шиллера.  В  этом  репертуаре  М.  бессменно  30  лет
занимал амплуа "героя" и "первого драматического любовника" и  переиграл
огромное число ролей. Из переводных мелодрам  в  репертуаре  М.  главное
место  занимали  пьесы  Коцебу,  из  русских  -  Шаховского,   Полевого,
Ободовского и Кукольника; иногда  он  играл  и  в  комедиях  (Альмавиву,
Чацкого). Из шекспировского репертуара М. играл Гамлета,  Отелло,  Лира,
Кориолана, Ромео, Ричарда III; из шиллеровского - Франца и Карл Мооров в
"Разбойниках", Дон-Карлоса, Фердинанда и Миллера ("Коварство и любовь"),
Мортимера("Маpия Стюарт"). "Коронною" ролью М. был  Гамлет,  в  переводе
Полевого поставленный на московской сцене в 1837  г.  Умер  М.,  отчасти
жертвой своей страсти к вину,  16  марта  1848  г.  и  был  торжественно
похоронен на Ваганьковском  кладбище;  лет  через  10  его  могила  была
украшена памятником, с эпитафией, в которой М. назван  "безумным  другом
Шекспира". М. был артистом порыва, лишенным той  выдержки,  без  которой
немыслимо создание цельных типов: вот почему он не  оставил  после  себя
традиций, не создал школы и тайну своего обаяния унес в  могилу.  Фигура
М. не была особенно сценична: он был среднего роста и немного сутуловат,
но в  минуту  вдохновения  выпрямлялся  и  делался  стройным;  голова  с
крупными, пластическими чертами лица была поставлена на  могучие  плечи,
черные  глаза  замечательно  выразительны;  все  черты  лица  отличались
гибкостью. Удивителен был голос М. - тенор, мягкий и звучный;  шепот  М.
был слышен в верхних  галереях  театра,  а  голосовые  удары  заставляли
невольно вздрагивать. При вечном расчете М. на "наитие", его  игра  была
игрою счастливых импровизаций; этим, между прочим,  объясняется,  почему
он не имел успеха  на  своих  гастролях  в  Петербурге,  где  Каратыгин,
стремившийся к сознательному  и  цельному  воспроизведению  изображаемых
ролей, приучил публику к совершенно иным сценическим требованиям. В лице
обоих трагиков русский театр имеет образцы двух исконных течений в сфере
искусства:   рефлективного,   "классического",   и    непосредственного,
"романтического". Знаменитая  статья  Белинского  о  М.  "Гамлет,  драма
Шекспира и М. в роли Гамлета" художественно иллюстрирует все особенности
игры М., сконцентрированные в роли Гамлета. Из этой рецензии ясно, что и
Гамлет в передачи М. был сочетанием гениальных  частностей,  т.  е.  был
лишен цельности общего замысла, плана; тем не менее, романтик по  натуре
и Гамлет по своему душевному складу, М. в создании именно этого типа был
близок к совершенству. В М. нельзя видеть предтечу реального направления
в сценической школе: эта роль в истории русской сцены принадлежит М.  С.
Щепкину. См. А.  Ярцев,  "М.  С.  Щепкин"  (1893  г.,  в  "Павленковской
библиотеке", приложение); А.Н. Сиротинин, "Очерк  развития  сценического
искусства" ("Артист", 1893 г., № 26).
   Вс. Чешихин.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz