Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Моцарт  (Johaun-Chrisostomus-Wolfgang-Amadeus  Mozart)  -  знаменитый
немецкий композитор, род. в Зальцбурге 27 янв. 1756 г., ум. 5 дек.  1791
г. в Вене. Уже в раннем детстве  М.  поражал  феноменальным  музыкальным
развитием; трех лет от роду  он  играл  на  клавесине,  с  замечательной
быстротой  запоминая  сыгранные  ему   произведения,   а   четырех   лет
импровизировал.  В  Лондоне  малолетний   М.   был   предметом   научных
исследований, а в Голландии,  где  во  время  постов  строго  изгонялась
музыка, для М. было  сделано  исключение,  так  как  в  его  необычайном
даровании духовенство усматривало перст Божий. В 1762 г. отец М., бывший
единственным его учителем, предпринял с сыном  и  дочерью  Анной,  также
замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в
Мюнхен и Вену, а затем и во многие др. города Германии, в Париж, Лондон,
в Голландию, Швейцарию. Всюду М. возбуждал удивление и  восторг,  выходя
победителем из труднейших задач, которые ему предлагались специалистами.
В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты М. С 1766 по  1769  г.,  живя  в
Зальцбурге и  Вене,  М.  изучал  Баха,  Генделя,  Страделлу,  Кариссими,
Дуранте и других великих мастеров. По желанию императора  Иосифа  II  М.
написал  за  несколько  недель  оперу  "La  Finta  semplice",  но  члены
итальянской труппы, в руки которых попало  это  произведение  12-летнего
композитора,  не  пожелали  исполнять  музыку  мальчика,  и  их  интрига
оказалась настолько сильной,  что  отец  М.  не  решился  настаивать  на
исполнении оперы. 1770 - 74 гг. М. провел в Италии. В  Милане,  несмотря
на разные интриги, опера М. "Mitridate, Re  di  Ponto",  поставленная  в
1771 г., была принята публикой с энтузиазмом. С таким  же  успехом  была
дана и вторая опера М., "Lucio Sulla" (1772). Для Зальцбурга М.  написал
"Il sogno di Scipione" (по поводу избрания нового  архиепископа,  1772),
для Мюнхена - оперу "La bella finta Giardiniera",  2  мессы,  офферторий
(1774). Когда ему минуло 17 лет, среди  его  произведений  насчитывались
уже четыре оперы, несколько  духовных  стихотворений,  13  симфоний,  24
сонаты, не говоря о массе более мелких композиций. В 1775  -  1780  гг.,
несмотря на заботы о  материальном  обеспечении,  бесплодную  поездку  в
Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери,  М.  написал,  между  прочим,  6
сонат, пьесу для арфы, большую  симфонию  в  re,  прозванную  парижской,
несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.  В  1779  г.  М.  получил
место придворного  органиста  в  Зальцбурге.  26  января  1781  г.  была
представлена в Мюнхене с огромным успехом опера М.  "Идоменей",  которую
сам автор ценил чрезвычайно высоко, ставя в уровень с  "Дон  Жуаном".  С
"Идоменея" начинается реформа лирико-драматического  искусства.  В  этой
опере видны  еще  следы  староитальянской  opera  seria  (большое  число
колоратурных арий, партия  Идоманты,  написанная  для  кастрата),  но  в
речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой  шаг
вперед замечается и в инструментовке. Во время пребывания в  Мюнхене  М.
написал для мюнхенской капеллы офферторий "Misericordias Domini" -  один
из лучших образцов церковной музыки  конца  XVIII  ст.  С  каждой  новой
оперой творческая сила и новизна приемов М. выступали все ярче  и  ярче.
Опера  "Похищение  из  Сераля"  ("Die  Entfiihrung  aus  dem   Serail"),
написанная по поручению имп.  Иосифа  II  в  1782  г.,  была  принята  с
энтузиазмом и вскоре получила большое распространение  в  Германии,  где
ее, по духу музыки, стали считать первой нем. оперой. Она была  написана
во время романической любви М.,  похитившего  свою  невесту,  Констанцию
Вебер,  и  тайно  обвенчавшегося  с  ней.  Несмотря  на  успех  М.,  его
материальное положение было не  блестящее.  Оставив  место  органиста  в
Зальцбурге  и  пользуясь  скудными  щедротами  венского  двора,  М.  для
обеспечения своей семьи должен был давать  уроки,  сочинять  контрдансы,
вальсы и даже пьесы для стенных  часов  с  музыкой,  играть  на  вечерах
венской   аристократии   (отсюда   его   многочисленные   концерты   для
фортепиано). Оперы "L'oca del Cairo" (1783) и "Lo sposo  deluso"  (1784)
остались неоконченными. В 1783  -  85  гг.  созданы  М.  шесть  струнных
квартетов, которые он, в посвящении Гайдну, называет плодами  долгого  и
тяжкого труда.  К  этому  же  времени  относится  его  оратория  "Davide
penitente". С 1786 г.  начинается  необычайно  плодовитая  и  неустанная
деятельность  М.,  которая  была  главной  причиной   расстройства   его
здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения  может  служить  опера
"Свадьба Фигаро", написанная М. в 1786 г. за шесть недель и тем не менее
поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной  характеристики,
неиссякаемым  вдохновением.  В   Вене   успех   "Свадьбы   Фигаро"   был
сомнительный,  но  в  Праге  она  вызвала  восторг.  Не  успел  да-Понте
закончить либретто "Свадьбы Фигаро", как ему пришлось, по требованию М.,
спешить с либретто "Дон Жуана", которого М. писал для Праги. Это великое
произведение,  имеющее  глубокое  значение  в   музыкальном   искусстве,
появилось впервые в 1787 г. и имело  в  Праге  еще  больший  успех,  чем
"Свадьба Фигаро". Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене,
вообще относившейся к М. холоднее, чем другие музыкальные центры. Звание
придворного композитора, с  содержанием  в  800  флоринов  (1787),  было
весьма скромной наградой за все труды М.  Все-таки  он  был  привязан  к
Вене, и когда в 1789 г., посетив Берлин, получил  приглашение  стать  во
главе придворной капеллы ФридрихаВильгельма II с содержанием  в  3  тыс.
талеров, то не решился променять Вену на Берлин. После  "Дон  Жуана"  М.
сочиняет три наиболее  замечательные  симфонии:  mi  bemol  шаjeur,  sol
mineur и do majeur, написанные в течение полутора месяцев в 1788 г.;  из
них в особенности знаменита последняя, называемая "Юпитером". В 1789  г.
М. посвятил прусскому королю струнный квартет с  партией  концертирующей
виолончели (гe majeur).  После  смерти  Иосифа  II  (1790)  материальное
положение М. оказалось настолько безвыходным, что он должен  был  уехать
из Вены от преследований кредиторов и  артистическим  путешествием  хоть
немного поправить свои дела. Последними операми М. были "Cosi fan tutte"
(1790), прекрасной музыке которой вредит  слабое  либретто,  "Милосердие
Тита" (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря  на  то,  что
была написана за 18 дней  для  коронация  императора  Леопольда  II,  и,
наконец,  "Волшебная  флейта"  (1791),   имевшая   успех   колоссальный,
чрезвычайно быстро распространившийся.  Эта  опера,  в  старых  изданиях
скромно названная опереттой, вместе с "Похищением из  Сераля"  послужила
основанием самостоятельного  развития  национальной  немецкой  оперы.  В
обширной и разнообразной деятельности М.  опера  занимает  самое  видное
место. Мистик по  натуре,  он  много  работал  для  церкви,  но  великих
образцов в этой области он оставил немного: кроме "Misericordias Domini"
- "Ave verum  corpus"  (1791)  и  величественно-горестный  реквием,  над
которым М. в последние дни жизни работал неустанно, с особенной любовью.
Помощником М. в сочинении реквиема был ученик  его  Зюссмейер,  и  ранее
принимавший некоторое  участие  в  сочинении  оперы  "Милосердие  Тита".
Нельзя сказать,  чтобы  М.-симфонист  стоял  также  высоко,  как  творец
бессмертных  опер.  В  его  фортепианной  литературе  замечается   смесь
гениальных идей  с  общими  местами,  глубочайших  чувств  -  с  дешевою
шутливостью, искусства - с небрежной работой. Много  драгоценного  можно
найти в его квартетах и квинтетах, а среди его 49  симфонии  выше  всего
стоят лирическая симфония в mibemol majeur, патетическая в sol-mineur  и
этическая в do-majeur, написанные в 1788 г. М. проявлял свое  творчество
во  всех  родах  музыки;  с  его  именем  соединяется  представление   о
всеобъемлющем  музык.  гении.  Выдающаяся  черта  всех  его  творений  -
задушевность. У М., как человека с незначительным научным  образованием,
круг идей был не столь обширен как у Бетховена,  но  по  выразительности
музыку М. верно назвали в Германии "музыкой души": в ней отразилась  вся
прекрасная, любящая, искренняя натура М. От чувства изящного М.  никогда
не отступал, оставаясь верным  следующему  взгляду,  высказанному  им  в
письме к отцу: "Страсти не  должны  быть  выражаемы  так  сильно,  чтобы
возбуждать отвращение; музыка, даже при самых ужасных ситуациях, никогда
не должна оскорблять слуха, но обязана ему  доставлять  наслаждение".  В
смысле  изучения  лучших  образцов  музыкальной   литературы,   главными
учителями М. были в области духовной музыки - Бах и Гендель,  в  области
оперы  -  Глюк,  в  инструментальной  музыке  -  Гайдн.  О  М.,  как  об
исполнителе  на  клавесине,  современники  его  говорили   в   следующих
выражениях: "Легкость невероятная, в особенности левой  руки,  тончайшая
нежность, выразительность самая изящная, чувство,  трогавшее  сердце  до
глубины - таковы были качества исполнения М. Вместе с богатством идей  и
великолепием его сочинений они приводили в восторг слушателей  и  делали
его первым клавесинистом своего века". Тематический каталог  соч.  М.  с
примечаниями,    составленный    Кёхелем    ("Chronologisch-thematisches
Verzeicbniss sammtlicber  Tonwerke  W.  A.  Mozart's",  Лейпциг,  1862),
представляет том в 550 стр. По исчислению Кёхеля, М. написал 68 духовных
произведений (мессы, оффертории,  гимны  и  пр.),  23  произведения  для
театра, 22 сонаты для клавесина, 45  сонат  и  вариаций  для  скрипки  и
клавесина, 32 струнных квартета, 49 симфоний,  55  концертов  и  пр.,  в
общей  сложности  626  произведений.  Первая  биография  М.   составлена
Нимчеком ("Mozart's Leben", Прага, 1798); затем  было  издано  около  25
биографий М., которые потеряли значение после появления  следующих  трех
обширных  трудов:  Nissen  (второй  муж  вдовы  М.),  "Biographie  W.-A.
Mozart's" (Лейпциг, 1828); Otto Jahn,  "W.-A.  Mozart"  (Лейпциг,  1856;
позднейшая  переработка  Дейтерса,  Лейпциг,  1889  -   91);   Улыбышев,
"Nouvelle  biographie  de  Mozart"  (М.,  1843;   русский   перевод,   с
примечаниями Г. А.  Лароша,  М.,  1890  -  92).  Труд  Ниссена  послужил
материалом для "The Life of Mozart", Holmes (Л., 1815)  и  "Histoire  de
W.-A. Mozart", Albert Sowinski (Пар.,  1869).  Писали  о  М.  еще  Nohl,
"Leben Mozart's" (Штутгарт, 1863); его же "W.-A. Mozart. Ein Beitrag zur
Aesthetik  der  Tonkunst"  (Гейдельберг,  1860);  Рейссман,   в   "Neuer
Plutarch" (Лейпциг,  1880).  Письма  М.  издал  Ноль  (Лейпциг.,  1877);
выдержки из них напечатаны  в  "Отечественных  Записках"  (1865,  №  3).
Письма и воспоминания сестры М. изданы в "Mozartiana"  (Лейпциг,  1880).
На   рус.   языке    см.    характеристику    М.    во    втором    томе
"Музыкально-характеристических   этюдов"   Ла-Мара   в    переводе    А.
Желябужской. В критических статьях А. Н. Серова, изданных в 1892  -  95,
помещены статьи о М.: в I т., стр. 132 - 241, II т. - стр. 891, IV т.  -
стр. 2105. См. также "Зальцбург"  В.  Чечота  ("Артист",  1891,  №  18).
Первое  полное  собрание  произведений  М.  издано  в  Лейпциге   фирмой
Брейткопфа и Гертеля в 1876  г.  Для  увековечения  памяти  М.  возникли
общества   (Mozartstiftungen)   в    Зальцбурге,    Франкфурте-на-Майне,
Дюссельдорфе  и  др.  городах.  Памятники  М.  поставлены   в   Веймаре,
Зальцбурге, Вене и многих др. городах. В Зальцбурге, в доме где жил  М.,
устроен Моцартовский архив.
   Н. Соловьев.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz