Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Монолог - речь наедине, произносимая действующим  лицом  в  драме,  а
также рассказ или торжественное обращение к другим лицам. Вообще под  М.
подразумевается эпизодическое появление в драме отрывков эпического  или
лирического характера, побуждающих зрителя к некоторому  размышлению,  к
остановке на данном моменте действия. М. не есть неизбежная часть драмы;
развитие   его   представляется   неравномерным,   отчасти    случайным.
Древне-классическая драма не способствовала  развитию  М.  Аристотель  в
своей "Поэтике", говоря о главных элементах драмы, отводит М.  последнее
место. Он является у древних или в виде монодрамы, или в виде лирических
отступлений, вложенных в уста хора (пессимистические размышления о жизни
в "Эдипе в Колоне" Софокла), или в виде  рассказов  так  наз.  вестников
(как в "Антигоне" Софокла). Иногда, впрочем, М. в  современном  значении
слова встречается и в античных драмах. Аристотель жалуется  на  то,  что
более ранние поэты зачастую влагали в уста своих  лиц  М.  политического
характера,  а  современные  философу  драматурги  -   М.   риторические,
адвокатского пошиба. Более правильное развитие М. мог получить лишь  при
смене античной "драмы положения"  новейшею  "драмою  характеров",  когда
главным содержанием драмы стало действие, происходящее в душе  человека.
Даже у Корнеля и Расина встречается лирический М.,  явно  противоречащий
основам  ложноклассической  трагедии.  Вполне  свободно  и   сознательно
пользуется М. Шекспир; в особенности богат монологами "Гамлет". М. "Быть
иль не быть" до того часто  выделяли  из  трагедии,  что,  по  замечанию
Льюиса, даже актеры  перестали  обращать  внимание  на  его  значение  в
действии и читают его так, как будто это просто прекрасное рассуждение о
жизни и смерти, излюбленное публикою. Верный взгляд  на  М.  выказали  в
своих драмах Шекспир и Гёте, старавшиеся примирить "драму  положения"  с
"драмой характеров"; М. в этих драмах, как  и  у  Шекспира,  никогда  не
выходит из границ характеристики действующего  лица.  Напр.,  лирический
монолог Иоанны  в  "Орлеанской  деве"  Шиллера  ("Молчит  гроза  военной
непогоды") есть одно из самых драматических мест трагедии,  так  как  на
глазах  зрителя  из  столкновения  внутренних  чувств  долга  и  страсти
возникает как бы  ропот  против  небесных  сил,  постепенно  растущий  и
достигающий все большого напряжения. При дальнейшем развили  лирического
элемента в европейской драме  М.  получил  еще  более  важное  значение,
особенно в драмах романтиков  начала  и  первой  половины  XIX  в.  Так,
байроновский "Манфред" состоит почти целиком из  одних  М.;  в  "Вильяме
Ратклифе" Гейне, трагедиях Грильпарцера, драмах Виктора Гюго  М.  играет
первенствующую роль. Из романтической трагедии М. перешел и в мелодраму.
Русская драматургия XVIII и XIX в. отчасти отражала в  себе  направления
европейской драмы и, сообразно этому, менялись взгляды авторов  на  роль
М. В общем, русская драма не злоупотребляет М.: так, в "Борисе Годунове"
Пушкина М. не выходит из пределов характеристики, а Островского (напр. в
комедии "Не было ни гроша, да вдруг алтын" М. скупца в  последнем  акте)
М. есть в то же время монодрама.  В.  новейшей  европейской  драме,  под
влиянием   натурализма   уклоняющейся   от   психологии   и    незаметно
возвращающейся к типу античной драмы (на этот  раз  роль  "рока"  играют
бессознательные инстинкты, "природа"), М. перестает играть  существенную
роль и даже совершенно упраздняется у Ибсена, Гауптмана, Стриндберга; то
же  замечается  и  у  нас  ("Доктор  Мошков"  Боборыкина).  Это  явление
знаменует  лишь  реакцию  против  злоупотреблений  лирическим  элементом
драмы, а отнюдь не полное  упразднение  М.,  являющегося,  как  с  точки
зрения  сценического  эффекта,  так  и  с   точки   зрения   поэтических
требований, одною  из  законных  условностей  драматического  искусства.
Монологам  тенденциозного  характера,  с  намеками   на   современность,
особенно благоприятствует комедия. В греческой комедии (Аристофан) хор в
известном месте обращался к зрителям  с  так  наз.  "парабасой",  т.  е.
беседой, не имевшей прямого отношения  к  действию  комедии:  о  текущих
делах республики, об общественных нравах и т. п. Роль таких "парабас"  в
новой комедии играют М. личностей  в  роде  Мольеровского  Альцеста  или
Грибоедовского Чацкого, или Гоголевского городничего в "Ревизоре" ("Чего
смеетесь?... над собою смеетесь!"). В особенности процветает этого  рода
М. в новейшей парижской комедии на "злобы дня" Дюма-сына, Сарду и т.  п.
Они влагаются в уста так наз. "резонера"  комедии,  заменившего  древний
комический хор.
   Вс. Ч.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz