Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Монархия - форма государственного устройства (или самое  государство,
в  котором  господствует  такая  форма),  обыкновенно  противополагаемая
республике. По обычному представлению, они различаются  тем,  что  в  М.
верховная государственная власть принадлежит одному лицу,  пользующемуся
ею по собственному праву, не делегированному ему никакой другой властью,
тогда как в республике она делегируется  одному  или  нескольким  лицам,
всегда на определенный срок, народом или какой-либо его частью, которому
или которой принадлежит суверенитет. Какое определение  может  считаться
верным  разве  только  в   применении   к   современным   цивилизованным
государствам. В течение тысячелетий государственной  жизни  человечества
формы государственного устройства  вообще  и  М.  в  частности  были  до
крайности разнообразны; обнять всю их совокупность несколькими стройными
формулами не представляется возможным. Слово М. происходит от  греческих
monoV (один) и arch (власть) и обозначает  единовластие,  единодержавие;
между тем, существовали М. с двумя  царями  во  главе  (Спарта);  иногда
говорят (Полибий) о власти двух консулов, как о  монархическом  элементе
государственного  устройства  Рима.  В  некоторых   государствах   лицо,
обозначаемое именем монарха, иногда  бывало  настолько  лишено  реальной
власти, что  самое  отнесение  государства  к  типу  М.  или  республики
вызывает   серьезные   сомнения    (Спарта,    Рим    периода    царей).
Противоположение М. и республики есть создание нового времени; у древних
(Аристотель) государства делились на М., аристократ и политии, М.  же  в
свою очередь делились на правильные и неправильные, т. е. на  собственно
М. и тирании, смотря  по  тому,  стремится  ли  монарх  к  осуществлению
личного или общего блага. При всей распространенности в настоящее  время
классификации государств на М. и республики, она не является  безусловно
общепризнанным;  многие  пытаются   удержать   деление   Аристотеля,   с
некоторыми  поправками,  другие  ищут  принципа   классификации   не   в
организации власти, а в ее отношении  к  личности,  обществу  или  своим
задачам, и потому говорят даже о "республиканских М." (Кант). В  истории
постоянной  смены  государственных   форм   можно   отметить   следующие
главнейшие типы М., рядом с  которыми,  однако,  существовали  и  многие
другие. В начале государственной жизни всех арийских народов мы  находим
М., но с властью монарха до  чрезвычайности  ограниченной  общенародными
собранием или собранием старейшин, или тем  и  другим  вместе  (сенат  и
comitiacariata в Риме); обязанности монарха - преимущественно военные, к
которыми   часто   присоединяются   жреческая   и   судебная.    Принцип
наследственности власти в это время является  далеко  не  установленным,
так  как  главным  основанием   власти   является   личное   достоинство
(наследственность конкурирует с избранием). В дальнейшем своему развитию
М. или уступает место республике, или, напротив, крепнет; в таком случае
ограничении отпадают  и  власть  делается  наследственной.  Своеобразным
типом монархии  является  Римская  империя,  в  которой  республиканские
учреждения долгое  время  сочетались  с  весьма  сильной  властью  главы
государства, формально не носившего титула монарха,  а  возлагавшего  на
себя лишь различные республиканские должности; но в  последующий  период
imperator  и  prinсeps  обратился  в   настоящего   неограниченного,   в
наследственного  монарха.  В  феодальную  эпоху   монархическая   власть
основывается на крупном землевладении и является весьма  слабой.  В  это
время вырабатывается тип М. с правильно избираемым  пожизненно  монархом
(Польша, свящ. Римская империя; сюда же нужно причислить избрание  папы,
бывшего светским главой  Церковной  области).  Император  свящ.  Римской
империи жалует герцогскиe и другие титулы, дающие монархическую  власть,
основанием которой, рядом с приобретением  по  наследству  и  избранием,
является, таким образом, пожалование. На рубеже средних  и  новых  веков
возникают сильные абсолютные  М.;  их  правители  постепенно  уничтожают
остатки сословно-представительных учреждений. В XIX в. власть монархов в
Зап.  Европе  понемногу  ограничивается,  но   уже   не   сословным,   а
общенародным представительством. В настоящее время все М. резко  делятся
на неограниченные и ограниченные или конституционные.  Черты,  общие  М.
обоих видов: во  главе  государства  стоит  монарх,  пользующийся  своей
властью по наследству (избирательный М. отошли в область  истории;  даже
лицо,   являющееся   основателем   династии,   приобретает   власть   на
наследственном начале), т. е по собственному праву,  "милостью  Божией",
как это обыкновенно говорится в его титуле, или же  "милостью  Божией  и
волей народа". В силу этого монарх является  юридически  неответственным
(неответственным за свои политические действия может  быть  и  президент
республики). Монарху принадлежит вся полнота  верховной  государственной
власти: он является источником всякого права (другими словами, только  с
его соизволения постановление может приобрести силу закона); он стоит во
главе исполнительной власти; его  именем  отправляется  правосудие;  ему
принадлежит, в более или менее значительной степени, право  помилования;
в международных отношениях  только  он  один  представляет  государство.
Монарх пользуется титулом (императора, короля, герцога, князя), получает
значительное содержание из государственного казначейства, имеет право на
особенную  охрану  своей  личности.  Различие  между   ограниченными   и
неограниченными монархиями заключается в  том,  что  в  последних  всеми
перечисленными правами монарх  пользуется  безусловно  и  независимо  от
какой бы то ни было иной  власти,  а  в  первых  -  при  посредстве  или
обязательном  содействии  органов  или  властей,  имеющих  существование
независимое от его личности. Попытки различать собственно М. от деспотий
или тираний продолжаются и поныне, но в замен психологического основания
Аристотеля  признается  необходимым  основание  юридическое.   Монтескье
находит его в признаке полной неограниченности власти монарха в деспотии
и ограничении  ее  неотъемлемыми  привилегиями  какого-либо  сословия  в
монархии; но эта  классификация  применима  не  ко  всем  неограниченным
монархам. Другие видят признак деспотизма  в  смешении  законодательной,
судебной и исполнительной власти (Кант). Наконец, в самое новейшее время
выдвигают    (Градовский)    господство    принципа     законности     в
противоположность произволу; в деспотиях, по этой теории, основанием для
решения всякого вопроса может явиться воля монарха, выражаемая  ad  hoc,
тогда как монархи управляются,  как  это  выражено  в  основных  законах
Российской  империи,  "на  твердых  основаниях  законов,  учреждений   и
установлений, от самодержавной власти исходящих" - законов  обязательных
для самой верховной власти, пока они не будут отменены в общем  порядке,
ею же законно установленном. Это различение, выдвигающее  правильный,  с
юридической  точки  зрения,  принцип,  на  практике  имеет   не   всегда
одинаковое значение. Монархии конституционные, в свою  очередь,  делятся
на два вида: М. представительные или дуалистические и М. парламентарный.
И в тех, и в других М. делит власть с парламентом, но в  первых  за  ним
остается вся  исполнительная  власть,  тогда  как  во  вторых  он  и  ее
отправляет через посредство министров, ответственных перед  парламентом.
Обычным  юридическим  способом  ограничения  власти   монарха   является
постановление, что никакое его повеление не  имеет  силы,  пока  оно  не
контрасигновано соответственным министром. В М.  первого  типа  министры
ответственны только перед самим монархом, назначаются  и  смещаются  им;
обязанность монарха  подчиняться  парламентам  в  законодательной  сфере
гарантируется в таких государствах (хотя весьма  недостаточно,  как  это
доказывает пример Пруссии  в  эпоху  конфликта  1862  -  66  г.)  правом
парламента вотировать бюджет. В М. второго  типа  министры  ответственны
перед  парламентом,  и  хотя  назначаются  монархом,   но   низвергаются
парламентскими вотумами недоверия.  В  государствах  последнего  типа  у
монарха осталось очень мало реальной власти. Никакое его  желание,  даже
такое частное, как относительно помилования  преступника,  de  facto  не
может  быть  исполнено,  если  оно  вызывает  недовольство   парламента;
парламенты ограничивают даже  свободу  монархов  в  чисто  личных  делах
(браки, дворцовые служители). Между тем de  iure  за  монархом  остается
громадная власть: и окончательное утверждено законов, и их исполнение, и
назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и  заключение
мира - все это лежит на нем, но  он  может  исполнять  все  это  лишь  в
согласии с волей народа, выражаемого парламентом. Монарх "царствует,  но
не управляет"; однако и он представляет свое государство,  является  его
символом. Было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная
роль монарха сведена к нулю. Если  монарх  желает,  он  может  тормозить
правильный ход государственной  машины,  вызывая  министерские  кризисы,
отказывая  в  своей  санкции  парламентским  постановлениям,   распуская
парламент, производя давление на него или на избирателей и проч. (лучший
пример - Сербия). Еще значительнее его роль, если он  хочет  действовать
конституционно;   являясь   главным   представителем    государства    и
исполнителем  воли  народа,  он  несет  различные  функции,   важные   в
особенности в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и
конфликтов в области внутренней. Наиболее  яркими  образцами  государств
дуалистических  могут  служить  германские  государства,  в  особенности
Бавария и Прусcия, также Австрия; образцами государств парламентарных  -
Англия и Бельгия. Особенное место в ряду М.  занимают  М.  вассальные  и
союзные государства. В вассальных М. (Болгария) власть монарха  является
неполной, так  как  он  лишен  существенного  нрава,  представляет  свое
государство в международных отношениях.  Типом  монархического  союзного
государства является в настоящее время  Германия.  По  конституции,  она
есть вечный  союз  государств,  в  котором  прусск.  королю  принадлежит
президентство со званием императора; но фактически Германия есть  именно
союзное  государство,  в  котором   император   пользуется   властью   в
прерогативами монарха, властью хотя и неполной, но суверенной.  Ср.  все
общие сочинения по государственному праву и специально Масchiаvelli, "Il
principe"; Lor. Stein, "Das Konigthum, die Republik  und  die  Souverani
tat der franzosischen Gesellschaft seit der Febraarrevolution" (2  изд.,
1885); J. von Held, "Das Kaisertum als  Rechtsbegriff"  (Вюрцб.,  1879);
Hinrichs, "Die Konige" (Лиц., 1852); Fischer, "Das Becht  des  deutschen
Kaisers"  (Б.,  1894);  Ficker,  "Deutsches   Konigtum   u.   Kaisertum"
(Иннсбрук, 1862); Artom, "II re costituzionale"  (Турин,  1884);  Cimia,
"II capddio stato nel governo costituzionale" (Typ.,  1885);  Brunialti,
"La monai'cbia representativa" (Вeченца, 1879); Campanella, "Monarchia e
republica"  (Флоренция,  1881);  Брайса,  "Священная  Римская   Империя"
(Москва) 1891) и др., а также  сочинения,  указанные  при  слове  Король
(XVI, 317). Для истории М. важны сочинения Фюстель де Куданжа.
   В. В - в.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz