Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Модуляция (лат. modulatio) - перемена ладов. Модулируют, т. е. меняют
лад на новый, с помощью одного из аккордов, ясно  указывающих  на  новый
лад. К разряду таких аккордов принадлежат аккорды  доминантовой  группы.
После одного из них следует тоническое трезвучие лада,  в  который  была
намечена М. Модулировать можно основными и  обращенными  аккордами,  при
чем следует соблюдать плавность голосоведения и по возможности связь, т.
е.  общие  тоны  между  последним  аккордом  первого  лада  и   аккордом
доминантовой группы нового лада. Если такой  связи  не  оказывается,  то
между последним аккордом первого лада и  модулирующим  аккордом  второго
ставится  такое  трезвучие,  которое  имело  бы  общие  тоны  со  своими
соседними. Это трезвучие называется посредствующим и берется из  первого
лада или одного из средних с ним дадов. К аккордам  доминантовой  группы
принадлежат:  доминантовое   трезвучие,   доминант-аккорд,   нон-аккорд,
септ-аккорд на седьмой ступени гаммы и уменьшенное трезвучие на  той  же
ступени. М. делится на постепенную и внезапную. Постепенная  состоит  из
целого ряда сродных трезвучий, лежащих на пути (по квинтовому кругу)  от
первого лада к тому, в который следует модулировать. Если  между  первым
ладом и отдаленным ладом,  в  который  следует  модулировать,  находится
целая цепь М., постепенно подводящая к тому отдаленному ладу,  то  такой
прием называется посредствующей  М.  Внезапная  М.  состоит  из  аккорда
первого лада, аккорда доминантовой  группы  нового  лада  и  тонического
трезвучия последнего. Для большего закрепления в последнем ладу  полезно
ставить  перед  аккордом  доминантовой  группы,  в   особенности   перед
доминант-аккордом, аккорд второй ступени или четвертой  нового  лада,  а
потом  уже  доминант-аккорд,  или   же   перед   доминант-аккордом   еще
кварт-секст-аккорд тонического трезвучия последнего лада.
   При  внезапной  М.  пользуются  энгармонизмом  аккордов,  т.е.  берут
диссонирующий аккорд доминатовой группы первого лада или соседнего с ним
лада, энгармонически меняют его на  диссонирующий  аккорд  нового  лада,
разрешают его и таким образом делают М. При переходе  трезвучия  первого
лада в диссонирующий аккорд нового лада, следует  обращать  внимание  на
то, чтобы ступень в первом  аккорде  и  ее  хроматическое  изменение  во
втором находились бы в том же голосе и той же октаве. В противном случае
образуется  переченье,  т.  е.  слишком  грубое  и  очевидное  нарушение
плавности голосоведения.  Если  ступень  в  первом  аккорде,  подлежащая
хроматическому изменению, удвоена, то из двух нот изменяют  хроматически
ту, которая наиболее  заметна,  другая  же  не  подлежит  хроматическому
изменению и идет свободно. Заметны те ноты, которые находятся в  крайних
голосах. Из крайних голосов более заметен верхний.  Ритмическое  условие
М. заключается в том, что  диссонирующий  аккорд  должен  находиться  на
слабом времени такта, а его разрешение на сильном.
   И. С.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz