Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Могилы. - С какого времени человек стал заботиться о  своих  мертвых,
сказать трудно. Некоторые археологи полагают, что  он  не  прилагал  еще
таких забот в течение древнейшего каменного, так назыв. палеолитического
века. Мнение это основывается на том,  что  до  сих  пор,  в  Европе  по
крайней  мере,  не  было  найдено  М.  несомненно  относящихся  к   этой
отдаленной эпохе.  Находили,  правда,  человеческие  костяки  в  пещерах
(напр. в франц. пещерах Cro-Magnon), в слоях, заключающих в себе остатки
палеолитической культуры; но присутствие их  там  объясняется  вероятнее
погребением их уже в более позднюю, неолитическую  эпоху,  когда  обычай
погребения  в  пещерах  был  очень  распространен  и  при   этом   могли
пользоваться и пещерами,  служившими  для  обитания  в  предшествовавшую
эпоху. В древнейшую эпоху своей культурной жизни  человек,  может  быть,
уходил от умерших, переселялся на  другое  место,  как  это  делали  еще
недавно  некоторые  дикари  в  Америке,  Сибири  и  т.   д.   Отсутствие
погребения, в настоящем смысле этого слова,  характеризует  и  некоторые
народы, стояние на несколько высшей стадии  культуры.  Так,  у  монголов
мертвых просто выносят в  степь  и  оставляют  там  на  съедение  зверям
(особенно собакам) и птицам, причем считается  хорошим  признаком,  если
труп будет скоро съеден, тогда как долгое сохранение его вызывает толки,
что умерший был большой грешник, и потому его  не  хотят  даже  пожирать
животные. Живущие в Индии  и  Персии  парси  (огнепоклонники)  также  не
хоронят своих покойников, а имеют круглые каменные ограды или башни (без
крыши), в которые опускают трупы, предоставляя их  на  съедение  грифам,
коршунам и другим хищным птицам. В заботах  об  умершем  выражаются  два
чувства: с одной стороны - любовь и сознание своего долга к покойному, с
другой - боязнь  его,  опасение  вызвать  с  его  стороны  недовольство,
неприязнь, месть. Страхом перед умершими объясняются  многие  похоронные
обычаи, напр. крепкое завязывание покойника в кожу  или  одеяло,  иногда
даже перед последним издыханием (как  это  было  в  обычае  у  некоторых
племен американских индейцев и др.); возможно скорое погребение его  или
бегство из данного места и оставление умершего в его  шалаше;  вынесение
умершего не через дверь, а через нарочно прорезанное отверстие,  которое
потом заделывается (обычай, существующий как у америк. индейцев, так и у
многих наших северных инородцев и вызываемый опасением, как  бы  умерший
не вернулся обратно); избежание встречи с покойником, запирание ворот по
выносе тела, очищение  после  похорон  огнем  или  водой;  погребение  с
умершим  принадлежавших  ему  или  любимых  им  вещей,  также  жен   или
предметов, способных обеспечить его существование  или  необходимых  ему
для   воображаемого   переезда   на    тот    свет;    умилостивительные
жертвоприношения, поминки, выставление пищи в доме в известные дни и  т.
п.; наконец, самое погребение (похороны, xopонениe, прятание)  подальше,
в пещере, лесу, в глубокой яме, под большой  насыпью  и  т.  д.  У  иных
народов, впрочем, умерших хоронят поблизости, даже под самым жильем, что
в  особенности  применяется  к  умершим  детям.   Позже,   с   развитием
религиозных воззрений, вводятся иные обычаи, например помещение умершего
в лодку и пускание последней в море, или сожжение трупа на костре,  или,
напротив, заботливое  сохранение  трупа,  посредством  его  высушивания,
мумифицирования, бальзамирования.  В  случае  трупосожжения,  оставшийся
пепел, обгорелые кости и вещи обыкновенно собираются в сосуд (урну)  или
просто  в  кучу  и  предаются  также  погребению.  У  некоторых  народов
существует двойное погребение: первое - временное, покуда не  разложатся
и не истлеют все мягкие части трупа, после чего кости вынимают, очищают,
иногда окрашивают в красный цвет и погребают уже окончательно. У  других
народов, если одноплеменник погиб на чужбине, дома  устраивается  мнимое
погребение: делается  могила  и  в  нее  кладутся  вещи,  принадлежавшие
умершему. Вообще говоря, могила устраивается наподобие жилища, нынешнего
или  некогда  бывшего  в  употреблении.  Такой  характер  имеют,  напр.,
погребальные  пещеры  (соответствующие  жилым  пещерам),   катакомбы   и
мегалитические гробницы или дольмены (как бы искусственные пещеры), М. в
земле (соответствующие землянкам, особенно М. магометан,  у  которых  из
ямы делается ниша в сторону, где и полагается умерший), М.  под  насыпью
(напоминающей чум, юрту, шатер), М. над поверхностью земли, на  помостах
или в особых хижинах (как у некоторых сибирских инородцев) и т. д.  Гроб
- из досок, выдолбленного ствола (колоды), камня (саркофаг), глины и  т.
д. - вошел в употребление уже  на  более  высоких  стадиях  культуры;  у
большинства народов труп обкладывается только несколькими  досками,  или
над ним устраивается род шалаша (из стволов,  брусьев),  или  он  просто
засыпается землей (иногда известного рода - напр., красной глиной),  или
заливается  известкой  и  т.  п.  Исследование  М.  представляет  вообще
значительный   интерес    -    в    этнографическом,    археологическом,
антропологическом отношениях. С одной  стороны,  в  М.  находят  остатки
самих умерших, их кости, черепа, иногда остатки  волос,  а  в  некоторых
случаях целые  мумифицированные  трупы,  которые  могут  дать  некоторое
понятие о типе  погребенных,  следовательно  о  типе  многих  древних  и
исчезнувших уже народов; с другой стороны обстановка М., находимые в них
вещи - орудие, оружие, украшение, посуда,  кости  животных  и  т.  д.  -
знакомят нас, до известной степени, с бытом народа, его промышленностью,
искусством, торговыми и иными сношениями, отчасти верованиями  и  т.  д.
Благодаря лишь раскопкам и изучению содержания М. удалось получить более
полное понятие о быте и отчасти  истории  древних  египтян,  о  культуре
древних перуанцев, отчасти также классических народов,  скифов,  древних
германцев и славян, многих  финских  и  тюркских  народов.  Изучение  М.
затрудняется, с одной стороны, уничтожением многих М.  (от  времени,  от
распахивания и расхищения их человеком; М., в которых находились  ценные
вещи, напр.  золотые,  очень  часто  оказываются  расхищенными,  иногда,
по-видимому, еще в древние времена), с другой  -  трудностью  определить
эпоху погребения и принадлежность их тому или другому народу.  Для  эпох
более  поздних  и  для  стран,  находившихся  в  торговых  сношениях   с
культурными,  определению  времени  значительно   способствуют   монеты,
находимые иногда в М.; но для  более  ранних  эпох  мы  не  имеем  таких
показателей  и  должны  руководствоваться  только  характером  и  стилем
полагавшихся с умершими изделий, что часто  не  дает  возможности  точно
определить эпоху. В некоторых М. - напр.  Египта,  Малой  Азии,  Греции,
Крыма,  Новороссии  -  были  найдены  весьма  ценные  предметы  древнего
искусства, во многих других - интересные  образцы  древнего  вооружения,
украшений, керамики, разные религиозные  символы  и  амулеты,  фрагменты
тканей и т. п. В Зап. Европе древнейшие М.  были  найдены  в  пещерах  и
дольменах; они относятся к неолитической эпохе и началу бронзового века.
Затем идут  М.  в  земле,  без  насыпи  и  под  насыпью,  относящиеся  к
бронзовому и железному векам. М. под  насыпью  известны  на  Западе  под
названием tumuli (ед. ч. tumulus), в Англии barrows, в Соед.  Шт.  Амер.
mounds, в Германии - Hugelgraber. Изучение их в Европе дало много ценных
данных для познания  быта  и  культуры  начала  средних  веков,  древних
германцев, бриттов и т.  д.  В  России,  кроме  немногих  дольменов  (на
Кавказе и в Крыму), погребальных пещер (там  же),  катакомб  (в  Крыму),
древние М. можно отнести к двум главным типам -  могильники  и  курганы.
Могильники - это кладбища, в  которых  отдельные  М.  слабо  обозначены,
насыпи их часто слились в одну сплошную возвышенность,  а  иногда  и  не
обозначены вовсе явственными наружными признаками, так что М. этого рода
открываются лишь случайно (при пахании, напр.,  земли).  Вообще  говоря,
могильники древнее курганов, хотя это и нельзя  утверждать  относительно
всех последних.  В  средней,  восточной  и  западной  Poccии  могильники
характеризуют эпоху примерно VI - Х  вв.  и  заключают  в  себе  остатки
различных финских, литовских и славянских народностей, большей частью со
следами погребения, но иногда  и  трупосожжения  (могильники  люцинский,
ашераденский  в  зап.  России,  лядинский,  курманский  -   в   средней,
ананьинский, котловский - в восточной России, М. Польши с урнами и др.).
Курганы средней и зап. России представляют собой насыпи, более или менее
высокие (но редко значительные), под которыми  полагался  умерший.  Чаще
всего встречается одиночное  погребение,  но  иногда  находят  несколько
костяков под одной насыпью  и  на  одном  уровне.  В  разных  местностях
курганы называются различно: курганы, могилы, сопки, мары, панки и т. д.
Народ приписывает их обыкновенно литовцам, шведам, французам  и  т.  д.,
но, несомненно, что это М. гораздо более древние,  и  заключают  в  себе
остатки славян, финских и тюркских народностей  IX  -  XIII  вв.,  а  на
Востоке - и более поздних эпох  (вообще  обычай  насыпать  курганы  стал
исчезать с распространением христианства). В южной России были  находимы
курганы даже каменного века (костяки в скорченном положении, с каменными
при них орудиями) и начала  бронзового  (каменные  и  бронзовые  орудия,
черепа и костяки иногда окрашены красной охрой).  Особенно  замечательны
курганы скифскиe, иногда громадных  размеров,  с  большими  могилами  на
значительной глубине и со многими погребениями (иногда как бы  какого-то
царя или князя, с царицей, рабами,  конями,  массой  золотых  украшений,
оружием, металлическими сосудами, глиняными амфорами и т. д.);  раскопки
этих курганов дали ряд ценных художественных изделий греческой работы IV
- III вв. до Р. Хр. Там  же  встречаются  М.  и  более  поздних  времен,
славянской  и  тюркской  эпохи,  с  иного  рода  оружием  и  посудой,  с
серебряными украшениями, иногда с монетами, конем и т. д. Ряды  курганов
характеризуют вообще южноpyccкие степи, особенно Новой России,  а  также
прикавказские, приуральские, западносибирские; но они встречаются  и  во
многих других местностях России, преимущественно  вдоль  рек,  служивших
путями расселения и торговли. Сообразно различным областям  и  эпохам  и
принимая во внимание обстановку погребений и характер вещей в М.,  можно
различать многие группы курганов: каменного века, бронзового,  скифские,
скифосарматской эпохи (?), славянские (древлян, северян, кривичей  и  т.
д.), литовские, мерянские, московские  и  мн.  др.  В  Сибири  (напр.  в
Минусинском крае) встречаются М., обставленные кругом  высокими  камнями
(так наз. "маяки") и часто заключающие в себе медные  орудия  и  оружие,
кельты, кинжалы, ножи и т. д.  Массой  бронзовых  изделий  особого  типа
характеризуются также могильники  Кавказа,  Осетии,  Чечни,  Закавказья,
исследованные  преимущественно  в  течение  последних  пятнадцати   лет.
Сведения о русских курганах и вообще о результатах исследований  древних
М. в России разбросаны в "Отчетах" и др. изданиях Имп. археол. комиссии,
в   "Трудах"   русск.   археол.   съездов,   в   изданиях   московского,
петербургского,    одесского,    казанского,    киевского    и    других
археологических обществ,  также  в  разных  финляндских,  прибалтийских,
польских и сибирских изданиях.
   Д. Анучин.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz