Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Мишле (Jules Michelet) -  знаменитый  французский  историк,  род.  21
августа  1798  г.,  в  небогатой  семье,   которую   он   сам   называет
"крестьянской". Отец его переселился в Париж и существовал устроенной им
здесь типографией Пока при республике печать пользовалась  относительной
свободой, дела типографии процветали, но с установлением  империи  семье
М. пришлось испытывать горе и нужду бедственное положение  ее  дошло  до
того, что дед, отец, мать и 12-летний  М.  сами  должны  были  исполнять
типографскую работу. Ученье молодого М. не могло идти  правильно;  уроки
чтения ему пришлось брать рано утром  у  одного  старого  книготорговца,
прежнего школьного учителя, пылкого революционера: от него М. наследовал
восхищение революцией. Веру в Бога и в бессмертие (он не  был  крещен  в
детстве) вызвала  в  нем  книга  "О  подражании  Христу".  На  последние
средства родители поместили М. в коллегию Шарлемань. Стеснявшемуся своей
бедности, непривыкшему к обществу М. ученье давалось трудно,  но  редкое
прилежание помогло ему победить предубеждение, с  которым  относились  к
нему сначала  его  учителя;  они  признали  в  нем  дарование,  особенно
литературное, и из последних рядов он перешел прямо в первые. В 1821  г.
М. сделался учителем в коллегии Sainte Barbe, где  почти  против  своего
желания стал преподавать историю; его  привлекали  в  то  время  древняя
литература и философия; докторская диссертация его посвящена Плутарху  и
идее бесконечности Локка. Из историков  его  увлек  прежде  всего  Вико;
сделанное им извлечение из этого писателя и составленное им  "Precis  de
l'histoiге moderne" доставили ему литературную известность, и в 1827  г.
он получил место проф. философии и истории в  нормальной  школе.  В  его
преподавании история и философия шли рука об руку;  в  курсе  первой  он
давал  историю  цивилизации,  стараясь  обрисовать  характеры  различных
народов и их религиозную эволюцию. В это же время в уме  его  зародилась
философская концепция, что история есть драма борьбы  между  свободой  и
фатализмом. Когда вскоре  в  школе  были  разделены  два  предмета,  ему
порученные, М.  желал  удержать  за  собой  философию  и  лишь  неохотно
посвятил себя истории. Ходом занятий ею явились две работы:  философская
- "Introduction a l'histoire universelle" и первый большой  исторический
труд его - "Histoire romaine: Republique" (Пар., 1831).  Основная  мысль
первого очерка заимствована у Гегеля, но гегелевская, философия  истории
у М. лишена своего метафизического  смысла  и  значения  и  приведена  к
совершенно другому результату: венцом всемирноисторического  процесса  у
М. является Франция, а процесс освобождения мирового духа, приходящего к
самосознанию   в   человечестве,   становится   реальным   прогрессивным
торжеством свободы, в борьбе человека с природой, с материей или  роком.
В  бойкой  своей  книге  о  римской  республике  М.  попытался   сделать
результаты нибуровских трудов достоянием  французской  публики,  но  эта
попытка его поколебать рутину преподавания осталась бесплодной;  сам  он
позже уже не возвращался к древней истории. Июльская реводюция доставила
М. место заведующего историческим отделом в национальном  архиве.  Здесь
ему открылась  возможность  заняться  историей  отечества;  он  временно
увлекся теорией  беспристрастия,  с  которой  выступала  школа  Гизо.  В
написанных им в это время первых 6 тт. истории Франции (1831 - 1843)  он
проявляет  добросовестную   эрудицию,   глубокое   знание   оригинальных
документов  и  в  тоже  время  творческий  гений,  проникающий  в   душу
действующих лиц, возвращающий их к  жизни  и  заставляющий  действовать.
Позже, увлеченный публицистической струей, он уже  не  мог  вернуться  к
такому пониманию средневековой  жизни.  Не  ужившись  с  Кузеном,  новым
директором нормальной школы, М. в 1838 г. перешел в College  de  France,
где в первый раз  очутился  перед  вольной  аудиторией,  требовавшей  от
лектора не ознакомления с научными открытиями, а  живого  красноречивого
слова. Кафедра для М. превратилась в трибуну, с которой он развивал свои
идеи о политической и социальной добродетели. Его  лекции  все  более  и
более принимали характер проповеди, creer des ames -  создавать  души  -
все более и  более  становилось  целью  его  профессуры.  Когда  с  1840
Июльская монархия окончательно усвоила  себе  политику,  несовместную  с
прогрессом,  то  в  числе  многих,  пришедших  к   крайним   мнениям   и
революционным тенденциям, был и М. В это время особенно развились  в  М.
две усвоенные им до упоения страсти: вольтеровское "ecrasez l'infame" по
отношению к клерикализму -  и  культ  народа,  которому  положил  начало
Руссо. В 1843 г. он, совместно с Э.  Кинэ,  издал  ожесточенный  памфлет
против иезуитов, "Des Jesuites", получивший  громадное  распространение:
он  появился  в  газете,  расходившейся  в  числе   48000   экземпляров,
перепечатывался кроме того провинциальными газетами и расходился в массе
дешевых  изданий  среди  народа.  Не  меньшее  распространение  получила
брошюра: "Le pretre, la femme et la famille" (1845),  где  М.  развивает
направленную против иезуитских духовников мысль, что краеугольным камнем
храма и фундаментом гражданской общины  должен  быть  семейный  очаг.  В
политической сфере идеалом  его  сделалась  демократическая  республика;
руководящей нити в  путанице  современных  вопросов  он  стал  искать  в
изучении "великой революции" 1789  г.  Его  историю  революции  называют
эпической поэмой, с героем - народом, олицетворенным в  Дантоне.  Первый
том ее вышел в 1847 г., последний - в 1853 г. Свои  мысли  о  народе  он
изложил в книгах "Le peuple" (1848)и "Le Banquet"  (1854).  М.  является
здесь решительным противником социализма. Последний  желает  уничтожения
частной собственности,  а  жизненный  и  нравственный  идеал  настоящего
народа,  т.  е.  крестьянства,  обусловливался,  в  глазах  М.,   именно
обладанием частной собственностью, своим куском земли, своим  полем,  он
даже требовал,  в  интересах  этой  частной  собственности,  уничтожения
переживших революцию остатков общественной  собственности.  Несимпатичен
был ему и элемент  насильственности  у  сторонников  коммунизма;  он  не
понимал  братства  без  свободы,  его  гуманная   натура   отвергала   с
негодованием  всякие  террористические  меры  для  осуществления  идеала
любви. Но, отвергая социалистические  и  коммунистические  мечтания,  М.
горестно ощущал всю  глубину  общественного  разлада  (divorce  social).
Возможность устранить его представлялась ему лишь  в  сближении  верхних
слоев с народом -  сближении,  основанном  на  любви,  на  отречении  от
эгоизма. Желая при этом привлечь сочувствие  к  народу,  он  его  сильно
идеализировал;  он  превозносил  народный   инстинкт   и   отдавал   ему
преимущество  перед   книжной   рассудочностью   образованных   классов,
приписывал  народу  способность  к  подвигу   и   самопожертвованию,   в
противоположность холодному эгоизму обеспеченных классов. Такие  взгляды
вполне  оправдывают  данную  одним  из  наших   историков   М.   кличку:
"народник".  Ключ  к  разрешению  социальной  проблемы  М.   находил   в
психическом  явлении,  которое  представляет  собой  гений:  как   гений
гармоничен и плодотворен, когда оба  элемента,  в  нем  заключающиеся  -
человек инстинкта и человек размышления - содействуют друг другу, так  и
творчество, проявляющееся в истории народа, плодотворно, когда низшие  и
верхние слои его действуют  в  взаимном  понимании  и  согласии.  Прежде
всего, проповедовал М., нужно излечить душу людей; средством  для  этого
должна быть народная школа, которая ставила бы  себе  целью  возбуждение
социальной любви. В этой общей школе должны пребывать год или  два  дети
всех классов, всякого состояния; она на  столько  же  должна  служить  к
сближению классов, насколько нынешняя школа содействует разъединению их.
В общенародной школе, по плану М., ребенок  должен  был,  прежде  всего,
узнать свое отечество, чтобы научиться видеть в нем живое  божество  (un
Dieu vivant), в которое он мог бы верить; эта вера поддержала бы  в  нем
потом сознание единства с народом,  и  в  то  же  время  в  самой  школе
предстало  бы  ему  на  яву  отечество,   в   образе   детской   общины,
предшествующей  общине  гражданской.  С  помощью  усвоенной  с   детства
гражданской любви М. считал возможным достигнуть идеального государства,
основанного, однако, не на равенстве, а на неравенстве, построенного  из
людей различных, но приведенных в гармонию посредством любви, все  более
и более ею уравниваемых. Установление союза между различными классами М.
ожидает от  учеников  высших  школ:  они  должны  явиться  посредниками,
естественными  миротворцами  гражданской  общины.  Эта  мечта  М.,   как
указывает В. И. Герье, находит себе в наше время осуществление, но  там,
где М. наименее этого ожидал - в стране, воплощавшей для него гордыню  и
эгоизм: в Англии. Декабрьский переворот лишил М. кафедры  в  College  de
trance, а за отказ от присяги он потерял место в архиве.  Он  чувствовал
себя подавленным и обессиленным, но не пал  духом,  благодаря  поддержке
второй своей жены (Adele Malairet), имевшей большое влияние на его жизнь
и дальнейшее направление  его  занятий.  Продолжая  работать  над  своей
книгой о великой революции, М., в сотрудничество с женой, дал серию книг
о природе, редких по своей очаровательной оригинальности.  М.  и  прежде
любил природу, но теперь почувствовал тесную  связь  между  человеком  и
природой; он увидел в ней  зародыш  нравственной  свободы,  совокупность
мыслей и чувств, сходных с нашими. Его  "L'oiseau"  (1856),  "L'insecte"
(1857), "La mei" (1861) и "La montagne" (1868) и в явления природы, и  в
жизнь животных переносят тоже страстное сочувствие ко всему страдающему,
беззащитному, которое мы видим в его исторических трудах. В 1868  г.  М.
издал "L'amour", в 1859 г. - "La Femme"; его восторженные слова о  любви
и браке, в  соединении  с  большой  откровенностью  в  трактовании  этих
вопросов, вызвали насмешки критики, но, тем не менее, обе книги достигли
редкой популярности.  "L'amour"  составляет  предисловие  к  "Nos  fils"
(1869), где М. подробно изложил свой взгляд на воспитание,  резюмируемое
им в словах: семья, отечество, природа. Проповеди тех же идей  посвящена
ранее  изданная  "Labible  de  l'humanite"  (1864)   -   краткий   очерк
нравственных учений, начиная с древности. На ряду с этими  соч.  М.  дал
несколько небольших трудов по истории: "Les  femmes  de  la  Revolution"
(1854), "Les soldats  de  la  Revolution",  "Legendes  democratiques  du
Nord", потрясающий историко-патологический этюд "La sorciere" (1862).  В
1867 г. он закончил свою "Histoire  de  France",  доведя  ее  до  порога
революции 1789 г.  Благодаря  своим  заняниям  естественными  науками  и
психологией, М. чувствовал себя помолодевшим; ему  казалось,  что  и  во
Франции начинается возрождение прежней  энергии.  Франко-прусская  война
принесла ему страшное разочарование. Когда стал  угрожать  призрак  этой
войны, М. почти один  рушился  протестовать  публично  против  увлечения
тщеславным и грубым шовинизмом; здравый смысл и ясновидение историка  не
позволяли ему сомневаться относительно исхода войны. Голос его  остался,
однако, незамеченным.  Слабое  здоровье  помешало  ему  выдержать  осаду
Парижа; он удалился в Италию, где известие о капитуляции Парижа  вызвало
у  него  первый  припадок  апоплексии.  В  брошюре:  "La  France  devant
l'Europe"  (Флор.,  1871)  он  высказывает  веру  в  бессмертие  народа,
остававшегося в его глазах представителем идей прогресса, справедливости
и свободы. Едва  оправившись,  он  принялся  за  новый  громадный  труд:
"Histoire du XIX siecle", издал в три года  31/2  тома,  но  довел  свое
изложение лишь до битвы при Ватерлоо. Триумф реакции в 1873 г.  отнял  у
него надежду на  скорое  возрождение  отечества.  Силы  его  все  больше
слабели, и 9 февр. 1874 г. он умер в Гиере; похороны его  дали  повод  к
республиканской демонстрации. М., по отзыву Тэна - не историк,  но  один
из величайших поэтов Франции, его истории - "лирическая эпопея Франции".
Чувство сострадания, жалости, пробудившееся в М.  в  детстве,  когда  он
горько сознавал свое одиночество и бедность, сохранилось в нем  во  всех
фазисах жизни  и  тотчас  прорывалось  наружу,  как  только  воображение
переносило его в чуждую ему эпоху. Он страдал вместе с жертвой,  кто  бы
она ни была, и ненавидел гонителя. К самым ярким  страницам  французской
историографии принадлежат те, на которых М. изображал муки  и  страдания
людей, терпевших от веры  в  колдовство  и  от  жестокого  преследования
страшной психической эпидемии. Отзывчивость его к чужим страданиям  была
слишком  велика,  чтобы  он  мог   остаться   беспристрастным   зрителем
современных ему событий. Злобы дня так сильно захватили его душу, что он
внес их в изучениe прошлого; настоящее, особенно в трудах, написанных  с
половины 40-х гг., стало  у  него  окрашивать  в  свой  цвет  прошлое  и
порабощать его своим  потребностям  и  идеалам.  Эта  же  необыкновенная
впечатлительность, эти  чувства  жалости  и  любви  являются  элементом,
связывающим воедино его разнообразные труды по истории, естествознанию и
психологии.  Отечество  и  семья  были  для  него  постоянно  предметами
боготворения. Семья, в глазах М., была основанием государства; любовь  к
семье у него была связана с любовью  к  родине,  а  эта  последняя  -  с
любовью к человечеству. У М. не было отвлеченной страсти к  науке;  все,
что не было движением и жизнью, мало его интересовало. Характер  М.  был
очень  спокоен,  образ  жизни  отличался   чрезвычайной   правильностью;
ежедневно он  работал  с  6  часов  утра  до  полудня  и  ложился  спать
обыкновенно в 10 вечера; никогда он не принимал  приглашений  на  вечера
или на обеды. Обхождение его было просто и приветливо, манеры  сохраняли
традиции  вежливости   старой   Франции.   Необыкновенную   прелесть   и
оригинальность ему  придавало  нечто  непосредственное,  детское  в  его
натуре, редкое у француза. Лучший материал для его  характеристики  дают
изданные вдовой его из его записок "Ма jeunesse" (1884; см. А-в,  "Новая
книга о М.", в "Вестнике Европы", 1884, 5) и "Моn Journal.  1820  -  23"
(1888). Ср. о М. essai Тэна (переведено в "Русской Мысли" 1886, 12); Gr.
Monod, "Jules М." (П., 1876); его же, "Renan, Taine, M."  (1894;  отсюда
"Жюль М." в "Русской Мысли", 1895, 3); Noel, "Jules M. et  ses  enfants"
(1878); Correard, "M., sa vie, etc."  (1886);  J.  Simoa,  "Mignet,  M.,
Henri  Martin"  (1889);  В.   И.   Герье,   "Народник   во   французской
историографии" (Вестник Европы", 1896, 3 и 4). Из сочинений  М.  имеются
на русском языке: "Обозрение новейшей истории"  (СПб.,  1838);  "История
Франции в XVI в." (СПб., 1860); "Краткая история Франции до  французской
революции" (CПб., 1838); "Реформа. Из истории Франции в XVI  в."  (СПб.,
1862);  "Женщина"  (Одесса,  1863);  "Море"   (СПб.,   1861);   "Царство
насекомых" (СПб., 1863); "Птица" (СПб., 1878); "История XIX  в."  (СПб.,
1883 - 84, под ред. М. Цебриковой) и др.
   А. М. Л.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz