Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Мистерии (франц. mysreres, которое производят или  от  ministerium  в
смысле церковной службы, или  от  mysterium,  musthrion  -  таинство)  -
главный вид средневековой религиозной  драмы,  название  которого  часто
распространяется на весь род этих представлений. На  развитие  М.  имели
влияние  и  народные   игрища   драматического   характера,   и   сцены,
разыгрываемые бродячими  фиглярами,  и  школьная  драма,  представлявшая
пережиток драмы классической; но по существу своему средневековой  театр
исходит не из школы, не из хоровода и не из  балагана,  а  из  церковной
службы, которая на Западе, при  открытом  алтаре  и  при  неустойчивости
текста служебника, допускала драматический элемент в значительно большей
степени, нежели  служба  православная.  Первоначально  М.  и  называются
службами (officia), состоят из слов  Св.  Писания  и  церковных  гимнов,
разыгрываются    исключительно     церковнослужителями     (officiales),
исключительно  в  церкви   и   на   латинском   языке.   Постепенно   М.
секуляризуются: текст Св. Писания перелагается в стихи и содержание  его
распространяется вставками; потом допускаются припевы на языке народном,
который со временем завоевывает себе все  большие  и  большие  места  и,
наконец, совершенно вытесняет латынь.  Параллельно  с  этим  к  клерикам
примениваются светские актеры, сперва исключительно для изображения  лиц
низких и нечестивых,  а  потом  и  всех  других.  В  тоже  время  М.  из
внутренности церкви выходит на  паперть,  потом  на  церковный  двор  и,
наконец, на городскую площадь, где для нее  сооружается  особое  здание.
Раньше всего М. развилась  во  Франции;  там  уже  с  древнейших  времен
праздник   Воскресения   Христова   обставлялся   церемониалом,    почти
драматическим: алтарь изображал гроб Господень, клерики - жен мироносиц,
другие  клерики  -  ангелов.  Подобное  представление  происходило  и  в
праздник Рождества Христова. Около 1000 г. в рождественскую службу вошло
чтение "слова" (несправедливо приписываемого бл. Августину),  в  котором
проповедник выводил ряд пророков и друг. лиц, предсказывавших  Рождество
Христово и искупление; в то время, как лектор  читал  "слово",  клерики,
одетые соответственно лицам, слова которых читаются, дефилировали  перед
зрителями; позднее это чтение было переложено в стихи, отдельные эпизоды
развивались и осложнялись, и эти живые картины  обратились,  наконец,  в
драматические сцены и даже целые драмы, наприм.  представление  о  прор.
Дaнииле (Ludus Danielis. в 392 стихах), в котором есть уже и французские
вставки. От первой половины  XII  в.  дошла  пьеска  в  90  стихов,  под
названием "Sponsus" или "Притча о десяти девах", сочиненная на смешанном
языке, франц. с латинским. От конца XII в.  мы  имеем  англо-норманнскую
драму "Адам", уже сплошь, кроме дидаскалий, т. е. указаний  на  костюмы,
обстановку и проч., написанную  французскими  стихами  (1300  стихов)  и
местами в  1-ой  части  проявляющую  несомненный  драматический  талант.
Представление "Адама" происходило вне церкви, но на церковном дворе, так
как Бог Отец или Figura, как  Его  называет  автор,  окончив  роль  свою
уходит в церковь; обстановка предполагалась довольно сложная и  по  тому
времени роскошная (изд. "Adam, drame anglonormand du XII s. ", par Vict.
Luzarche, Тур, 1854; переизд. Leon Palustre. B 1877). К началу XIV в. М.
во Франции, Англии и Италии достигают полного своего развития,  при  чем
во многих местах делу помогают товарищества, составляемые для этой  цели
(в Риме уже в 1264 г. образовалось общество "Gonrafone", главной задачей
которого было представлять ежегодно М. Страстей  Христовых;  в  Перуджии
сходное по цели братство упоминается еще раньше). В Англии,  где  в  это
время городская культура стояла очень  высоко,  горожане  играют  видную
роль не только в представлении; но  и  в  постановки  пьес,  и  цехи  на
перерыв друг  перед  другом  стараются  как  можно  роскошнее  обставить
большие М. Во Франции, когда  власти  города  решали,  что  в  известный
праздник будет дана М., составлялся комитет из  граждан  и  духовенства,
заботившийся  о  собирании  средств  на  постройку  сцены,  приобретение
костюмов и пр. Нередко эти издержки, весьма  значительные,  принимал  на
себя город. Комитет или выбирал старую, уже игранную  где-нибудь  пьесу,
или заказывал новый текст. Авторами (facteur) пьес почти  всегда  бывали
клерики. И в том случае, если  ставилась  старая  пьеса,  был  необходим
facteur, чтобы набрать актеров и распределить роли. Число актеров иногда
далеко  переходило  за  сотню.  Они  или  играли  даром,  или   получали
вознаграждение (соразмеряемое главным образом с  дороговизной  костюма),
но  во  всяком  случае  пользовались  даровым  угощением.  Роли   святых
обыкновенно играли члены клира, и костюмами  им  служили  ризы;  женские
роли изображались молодыми людьми в масках. Важную роль играл декоратор,
он же и машинист, назыв.  "соnstructeur  des  secrets"  и  бывший  часто
строителем сцены. Сцена состояла из  2  частей:  передней  и  задней.  В
передней части (champ), за занавесом, часто  с  нарисованной  драконовой
пастью, помещался ад. В  глубине  сцены  помещались  так  наз.  mansions
(помещения):  двор  Ирода,  двор  Пилата,  храм  иерусалимский  и   пр.,
изображенные с простотой первобытной. Сзади mansions помещался рай,  где
пребывал и Господь и ангелы. Сцену от зрителей отдедяла  решетка;  места
зрителей разделялись на партер и галерею (ложи); как тот, так  и  другие
были под открытым небом, но иногда прикрывались  пару  синой;  это  были
места большей частью платные; кроме того масса зрителей  помещалась  где
попало, стоя, сидя в лежа; многие взбирались на крыши близлежащих домов.
Представление начиналось рано утром и, с перерывом для обеда  и  отдыха,
продолжалось до захода солнца; часто пьеса длилась нисколько дней (от  3
до 40); в продолжение всего этого времени в  городе  закрывались  лавки,
улицы запирались цепями и  по  опустелым  предместьям  ходили  усиленные
патрули.  Композиция  М.  в  общем  была  груба  и  наивна;  на  иллюзии
относительно места и времени не обращалось никакого внимания (из  одного
конца христианского миpa в другой - т. е. из одной mansion  в  другую  -
вестник  совершал  путешествие  на  глазах  зрителя  в  две  минуты,   в
продолжение которых он едва успевал сказать монолог в несколько стихов),
но  в  отдельных  образцах  местами  чувствовалась  сила  драматического
одушевления  и  прелесть  истинной   поэзии.   Основной   тон   М.   был
идеально-трагический, но чем дальше, тем все больше и больше  вторгалась
в них действительная жизнь и усиливался  комический  элемент:  даже  при
изображении Страстей Maрии Магдалины забавляла зрителей своим кокетством
и танцами; солдаты у Pacnaria смешили  своим  грубым  хвастовством.  Эта
наклонность к  юмору  и  здоровый  реализм  особенно  развиваются  в  М.
английской, где, напр., в изображении Р. Хр. между будто бы вифлеемскими
(а по характеру и всей обстановке
   -   чисто   английскими)   пастухами   и   мошенником-мужиком   Маком
разыгрывается цельная и очень живая комедийка. В учено-серьезных  франц.
М. появление дьяволов не столько пугало, сколько веселило зрителей. В XV
в. представление М. во Франции приобретает устойчивость; уже в XIV в.  в
Париже действует "Confrerie de la Passion", которое давало  спектакли  в
одном пригородном селе; с 1402 г. оно  нанимает  зал  в  Hopital  de  la
Trinite, приспособляет постоянную  сцену  и  играет  по  воскресеньям  и
праздникам после обеда. Это братство с успехом работает до середины  XVI
в. и приобретает собственное помещение, но Возрождение убивает вкус к М.
Наиболее сложные, обширные (до  60000  стихов)  и  требовавшие  наиболее
сложной обстановки (до 500 действующих лиц) франц. М.  обработаны  в  XV
столетии. М. "Ветхого Завета", обнимающая события от сотворения миpa  до
императора Октавиана и 12  сивилл,  предсказывавших  пришествие  Мессии,
имеет 49200 стихов и требует 250 актеров (J. de Rothschild,  "Le  Mysore
du  viel  Testament",  П.,  1878  -  87).  Из  М.  новозаветного  цикла,
обнимающих  всю  жизнь  Христа,  лучшей  считается  М.  Страстей  Арнудя
Гребана, заключающая 34574 стиха и разделяющаяся на 4 дня ("Le М. de  la
Passion d'Arnoul Greban, publie par G. Paris et G. Raymond", П.,  1876);
М.   "Мщение   Господа",    оканчивающаяся    разрушением    Иерусалима,
представленная, вероятно, в Меце в 1437 г. - 22000 ст. и 177 действующих
лиц; М. изображающая деяния апостолов, разделяется на  9  дней,  требует
494 актеров и имеет около 62000  стихов.  Любопытный  переход  от  М.  к
историческим драмам составляет сочиненная около 1440 г. "Осада  Орлеана"
("Le Siege d'Orleans", ок. 20000 ст., 140 действующих лиц; см. Я. Tivier
"Etude sur  le  Mystere  du  Siege  d'Orleans",  И.  1868),  В  Германии
религиозная драма развивается несколько  позднее  и  дольше  остается  в
тесном общении  с  церковью;  но,  раз  выйдя  на  площадь  города,  она
секуляризируется очень быстро, и крайний  реализм,  с  резко  выраженной
наклонностью к комическому, развивается в ней гораздо сильнее, нежели во
Франции. Указания на зародыши М. в виде чтения страстных евангелий,  так
сказать,  по  ролям  мы  имеем  от  раннего  времени;  но  и   в   эпоху
Гогенштауфенов в немецкой М.  господствует  почти  чистая  латынь  (даже
светскую песню в честь любви и весны,  в  бенедиктинской  Рождественской
игре,  египетский  царь  поет  по  латыни),  и   авторы   их   проявляют
глубокомыслие и большую ученость; создание их могли быть доступны народу
только со стороны обстановки, в общем весьма несовершенной. Но на  более
интеллигентных зрителей и  эти  представления  оказывали  очень  сильное
действие В 1322 г. эйзенахские  монахи  давали  притчу  о  10  девах,  в
присутствии ландграфа тюрингенского Фридриха; когда он  увидал,  что  ни
мольбы святых, ни  даже  просьбы  Богоматери  не  могли  смягчить  гнева
божественного Жениха, и он отдал неразумных дев - детей мира - дьяволам,
он впал в такое тяжелое душевное состояние, что через несколько дней был
поражен ударом, пролежал 3 года  в  постели  и  умер  55  лет  от  роду.
Серьезные праздничные представления (циклы их те же, что и  во  Франции:
Weinachtsspiele, Passionspiele, Osterspiele) остаются в пределах  церкви
до XV в. включительно,  но  драмы  с  элементом  комизма  высылаются  на
площадь, где для них строится особое здание (Spilhaus), еще в XIV  веке.
В XV веке и нем. М. достигает большого развития (более 8000  стихов,  до
300 актеров; пьеса продолжается 3  -  4  дня),  но  обстановка  остается
большей частью очень наивной: бочка изображает ад,  другая  бочка  вверх
дном - гору, на которой  сатана  искушал  Спасителя,  и  пр.  Комический
элемент входит всюду: в изображении Р. Хр. Иосиф ссорится и  бранится  с
девушками,  обмывающими  новорожденного;  Иуда  проверяет  полновесность
сребренников, которые получил за предательство; лавочник, у  которого  3
Марии покупают миро для тела Спасителя,  дерется  с  женой  и  пр.  Этот
комический элемент в том же XV столетии выделяется в особые  масляничные
представления (Fastnachtsspiele),  уже  чисто  светского  характера,  не
смотря на свои часто свящ. сюжеты. С другой стороны, в нем. М.  на  тему
Страстей Христовых элемент трогательного был  настолько  силен,  что  он
помог ей удержаться местами и до  настоящего  времени,  напр.  в  Оберам
мергау. Ср. П. Полевой, "Исторические очерки средневековой драмы" (СПб.,
1865); Алексей Веселовский, "Старинный театр в Европе"  (М.,  1870);  Н.
Стороженко, "Предшественники Шекспира" (СПб., 1872); Petit de Juleville,
"Les Mysteres" (Париж, 1880);  Collier,  "History  of  English  Dramatic
Poetry" (2 изд. Лондон, 1879); Ward,  "A  History  of  English  Dramatic
Literature to the death of queen Anne"  (1876  -  1876);  Zschech,  "Die
Anfange des engl. Dramas" (Мариенвердер, 1886); Ahn, "English  Mysteries
and Miracle  Plays"  (Трир,  1867);  Rovenhagen,  "Allenglische  Dramen.
Geistliche  Schauspiele"  (Ахен,  1879);  E.  Wilken,  "Geschichte   der
geistlichen  Spiele  in  Deutsculand"  (Геттинген,  1872);  Reidt,  "Das
geistliche Schauspiel des Miltelalters in Deutschland" (Франкф.  на  M.,
1868); R. Froning, "Das Drama des Mittelalters" (Штуттг., ч. I - III,  в
Kurschner's "Deutsche National Iitterature).
   А. Кирпичников.
   В России зачатками М. или мираклей могут считаться два заимствованных
у греков "действа" полудраматического характера  -  "действо"  в  неделю
Ваий или шествие на осляти и пещное действо, Чин  совершения  их  см.  в
подробном исследовании К. Никольского, "О службах русской церкви, бывших
в прежних  печатных  богослужебных  книгах"  (СПб.,  1885),  а  также  в
"Чтениях в общ. любителей  духовного  просвещения"  (1882,  2  и  5).  В
киевской Руси  были  распространены  М.,  заимствованные  с  Запада  при
посредстве   Польши.   Древнейшим   сохранившимся   образцом    является
изобилующий полонизмами "Dialogus de passione Christi",  с  прологом  на
польском языке и 5 сценами, писанными по-русски; он  относится  к  эпохе
войн Хмельницкого (1648  -  54).  Ср.  Мирон,  "М.  страстей  господних"
("Киевск. Старина", 1891,  4).  Богослужебные  пасии  заимствованы  были
южно-русской церковью от польскокатолической в первой половине XVIII в.,
вероятно при киевском митрополите Иове Борецком, в 1629  г.  Чин  пассии
сохранился в южно-русской рукописи XVII в. и с ним схоже  относящееся  к
ок. 1686  г.  "Действие  на  страсти  Христовы  списанное",  в  1703  г.
воспроизведенное в М. "Мудрость предвечная".  Переходом  к  южно-русской
драме Феофана Прокоповича является представленная в  1674  г.,  в  честь
царя Алексея Михайловича М. об Алексее человеке Божием. См.  Н.  Петров,
"Очерки из истории украинской литературы XVIII в." (Kиев, 1880).
   А. М. Д.
   М.  имеются  и  в  мусульманском  мире.  Особенно   замечательны   М.
персидские; они воспроизводят страсти дома Ади, в шиитской,  значительно
отступающей от действительности, версии. Они получили развитие при дворе
Сефевиев, с XVI в. Часть духовенства  находит,  что  выводить  на  сцену
священные личности, значить  их  оскорблять.  Дать  теъзии  считается  у
большинства  персов  богоугодным  делом;  благочестивые  или  тщеславные
богачи и вельможи (в нынешнее время - и европейские  посольства)  охотно
устраивают для зрителей помещение ("текие", род  балагана),  богато  его
разукрашивают коврами и материями, платят авторам и исполнителям  пьесы,
угощают зрителей. Вход бесплатный; допускаются и женщины, а бывают также
исключительно женские темы, где и пьеса разыгрывается только  женщинами.
Представление начинается прологом: горячей проповедью моллы,  "рузхана",
старающегося вызвать слезы умиления у зрителей; хор маль чиков заключает
проповедь пением. Слушатели плачут (а если не плачут, то неумелый рузхан
просить их хоть  для  виду  поплакать),  бьют  себя  в  грудь;  особенно
неистовствуют  так   наз.   "грудебийцы"   (синезены)   и   "камнебийцы"
(сенгзены), которые группой проходят перед публикой при  хоровом  пении,
после чего начинается представление. Декорации
   - первобытные; самая сцена ("техт", подмостки) и  занавес  введены  в
сравнительно недавнее время; роли (написанные стихами и при том народной
речью) не заучиваются, а читаются исполнителями с бумажек (иногда поются
хором); распоряжается на сцене режиссер. Для европейца все  это  кажется
комичным, но зрителей представление искренно трогает; они то рыдают,  то
умиляются, то негодуют; иногда они осыпают  градом  камней  исполнителей
несимпатичных ролей Омара, Езида и т. п., и прогоняют со  сцены;  бывают
даже случаи смерти актеров (но такая  смерть  считается  святой).  Очень
подробное описание персидск. М.  у  Березина,  "Путешествиe  в  северную
Персию" (Казань, 1852). Гр. Gobineau, в "Trois ans en Asie" (1857)  и  в
"Religions et philosophies dans l'Asie Centrale" (1866). В 1878  г.  Ал.
Ходзько перевел 5 пьес: "Le theatre persan, Choix de  teaziehs"  (Пар.).
См. еще: "Персидские поминки или Taasie" Н. Михайлова  (в  "Астраханских
Губернских  Ведомостях",  1842,  №  50);   "Персидские   мистерии"   Али
("Новости", 1883,. No S29), Уильс, "Современная  Персия"  (СПб.,  1887).
Сопоставление с Обераммергау у Эте, в "Morgenlandische  Studien"  (Лпц.,
1870).
   А. Крымский.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz