Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Миннезингеров сменили мейстерзингеры (цеховые поэты), хотя переход от
первых ко вторым не может  быть  с  точностью  прослежен.  Миннезингеры,
ревниво  охраняя  право  авторства,  тем  не   менее,   в   виду   общей
необразованности  благородного  сословия   и   усложнения   стихотворной
техники, поставлены были в необходимость  обучаться  у  более  сведущих,
хотя прямого школьного отношения у начинающего поэта к  учителю  еще  не
было и слово Meister, "наставник", имело значение лишь почетного титула.
Когда поэзия из рыцарских придворных сфер перешла  в  города,  отношения
первоначально оставшись те же и лишь с начала XIV  в.  замечаются  следы
отдельных кружков,  образовавшихся  из  горожан  с  целью  упражнения  в
поэтическом  искусстве.   Постепенно   эти   общества,   состоявшие   из
представителей, большей частью, ремесленного  класса,  получили  цеховые
формы  и  превратились  в  правильно  организованные  "мейстерзингерские
школы" (Meistersingerschulen, Singschulen), статуты (табулатуры) которых
устанавливали способы обучения искусству, отношения  между  учениками  и
наставниками, правила для  сочинения  и  вокального  исполнения.  Первая
табулатура,  страсбургская,  упоминается  в   1493   г.   Первые   школы
мейстерзингеров появились в городах Южн. Германии,  особенно  на  Рейне:
древнейшая из них - майнцская, по преданию, совершенно  расходящемуся  с
историческими данными, получила от Оттона I золотую корону,  хранившуюся
в  Майнце.  Сказание  это  также  говорит  о  12  мастерах,   изобретших
"благословенное   искусство"    правильного    стихосложения:    Генрихе
Мейссенском (Frauenlob), Николае Клингзоре, Вальтере фон дер Фогельвейде
и др. Они якобы были обвинены перед папой Львом VIII в ереси за  нападки
на духовенство, призваны императором на суд в Павию, но,  по  приведении
великолепных примеров своего искусства, объявлены невиновными и союз  их
утвержден. Несмотря на полную вымышленность этого сказания, оно важно по
указанию   на   тех   М.,   преемственность   с    которыми    ощущалась
мейстерзингерами.  Особенно   Фрауенлоб   (VIII,   361)   представляется
родственным им по духу и, повидимому,  действительно  основал  в  Майнце
общество  поэтов.  Здесь   же   около   1300   г.   выступил   настоящим
мейстерзингером Бартель Регенбоген, кузнец,  странствовавший  со  своими
песнями из города в город; напечатанные в  позднейших  летучих  листках,
произведения его являются старейшим памятником цеховой поэзии.  В  конце
XIV в. эта  поэзия  достигла  пышного  расцвета  в  Майнце,  Страсбурге,
Франкфурте, Вюрцбурге, Цвиккау, Праге, в XV в.  и  начале  XVI  в.  -  в
Аугсбурге и Нюрнберге, где при жизни Ганса  Сакса  (1494  -  1676)  было
более 250 мейстерзингеров,  позже  -  в  Кольмаре,  Регенсбурге,  Ульме,
Мюнхене, Штирии, Моравии и  др.  местах.  Первоначально  мейстерзингеры,
особенно майнцские, отличались большим консерватизмом, возведя в принцип
неизменность "тонов", унаследованных  от  12  великих  мастеров.  Против
этого восстали в  середине  XV  века  приверженцы  Ганса  Розенблюта,  в
Нюрберге;  они  ввели  масляничные   пьесы   и   перерабатывали   сюжеты
героической  саги.  Члены  мейстерзингерских  школ   составляли   прочно
организованные корпорации,  с  разделением  на  учеников,  друзей  школы
(знакомых уже с  правилами)  певцов  (изучивших  вокальное  исполнение),
поэтов  и  мастеров.  Искусство  сложения  песен  строго  регулировалось
табулатурой;  сама  песня  называлась  Bar   или   Gesetz   и,   как   у
миннезингеров, состояла из  2  строф  (Stollен)  и  рефрена  (Abgesang);
мелодия называлась Ton или Weise. Когда стали  создавать  новые  "тоны",
число последних постоянно увеличивалось, и лишь изобретший новый  тон  и
умевший безошибочно исполнить его  провозглашался  мастером.  Все  песни
мейстерзингеров пелись, а не читались, но без сопровождения музыкой; это
называлось "школьным пением" (Schulesingen) и происходило в  ратуше,  по
воскресениям - в церкви. Три большие "праздничные школы" устраивались  в
Пасху, Троицу и Рождество, причем избирались сюжеты из Библии;  в  менее
торжественных случаях дозволялось обращаться  и  к  предметам  светским,
даже шутливого характера, иногда и  в  виде  состязаний  поэтов.  Лучшим
исполнителям давались призы. "Тонов", с течением  времени,  образовалось
неисчислимое количество, причем они или назывались именем автора,  напр.
тон Фрауенлоба, Регенбогена и др., или получали различные, иногда весьма
длинные и странные наименования, напр.  "цветистый  райский  тон  Иосифа
Шмирера", "серебряный тон Ганса Сакса", "ткацко-чесальный  тон  Амвросия
Мецгера, "черночернильный тон" и  др.  Упражнения  мейстерзингеров  мало
способствовали развитию действительной поэзии. Они привели к  чрезмерной
искусственности, кропотливому рифмоплетству  и  полнейшему  преобладанию
формальной ремесленности. Сюжеты брались не из действительной  жизни,  а
из круга схоластической  догматики;  мейстерзингеры  излагали  в  стихах
мысли о св. Троице, о первородном грехе, службе Богоматери и т. п. Редки
простые сюжеты - басни,  рассказы  с  поучительной  тенденцией.  Занятые
каждый своим ремеслом, мейстерзингеры в  поэтических  своих  досугах  не
имели нужды обращать внимание на публику; чем меньше она  интересовалась
их искусством, тем более оно становилось домашним  развлечением  честных
мастеров и получило тот окостенелый образ, в котором в некоторых  местах
дотянуло до XIX в. Культурноисторическая роль этого странного явления  в
жизни   немецкого   народа   и   литературы   все-таки   весьма   важна.
Мейстерзингерство было детищем  выдвигающегося  к  концу  средних  веков
городского сословия и, если и не отличалось поэтическими  достоинствами,
зато много содействовало сохранению религиозно-нравственного, пуритански
чистого духа между представителями  цехов;  притом  большинство  цеховых
поэтов сделались  ярыми  сторонниками  протестантизма  и  реформационная
эпоха  была  временем  расцвета  их  деятельности,  наиболее   даровитым
представителем которой явился Ганс Сакс (т. VIII, стр. 95).  С  XVII  в.
мейстерзингерство  исчезает;  последняя  школа,  однако,  закрыла   свои
заседания лишь в 1839 г., в Ульме. Прекрасную картину  мейстерзингерства
дал Вагнер в своей музыкальной драме "Die  Meistersinger  von  Nuniberg"
(1868). Ср. Jak Grimm, "Ueber den altdeutschen Meistersang"  (Геттинген,
1811);  Lyon,  "Minne  und  Meistersang"  (Лпц.,  1893);   Plate,   "Die
Kunstausdrucke der Meistersinger" ("Strassburger Studien", I888).  Кроме
Ганса Сакса, наиболее искусными мейстерзингерами слыли Генрих Мюглянский
(VIII, 361), Мускатблут, Михаил Бехайм, Ганс  Розенблют,  Ганс  Фольц  и
Адам Пушманц.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz