Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Милютин (граф Дмитрий  Алексеевич)  -  один  из  ближайших,  наиболее
энергичных и наиболее заслуженных сотрудников имп. Александра II, род. в
1816 г. в небогатой дворянской семье, первоначальное воспитание  получил
в  университетском  пансионе  в  Москве,  где   рано   выказал   большие
способности к математике. В 16 лет он составил и  издал  "Руководство  к
съемке планов" (М., 1832).  Из  пансиона  М.  поступил  фейерверкером  в
гвард. артиллерию и в 1833 г.  произведен  был  в  офицеры.  В  1839  г.
окончил курс в военной академии. В это время он паписал  ряд  статей  по
военному и математич. отделам в "Энцикл. лексиконе" Плюшара  (тт.  10  -
15) и "Военном энцикл. лексиконе" Зедделера  (тт.  2  -  8),  перевел  с
франц. записки СенСира ("Военн. Библ." Глазунова, 1838) и напеч.  статью
"Суворов как полководец" ("Отеч. Зап.", 1839, 4). С 1839 до 1844 гг.  он
служил на Кавказе, принимал участие во многих делах против горцев и  был
ранен пулей на вылет в правое плечо, с повреждением  кости.  В  1845  г.
назначен  проф.  военной  акд.  по  кафедре   военной   географии;   ему
принадлежит заслуга введения в академический  курс  военной  статистики.
Еще будучи на Кавказе он составил и в  1843  г.  напеч.  "Наставление  к
занятию, обороне и атаке лесов,  строений,  деревень  и  других  местных
предметов"; затем последовали "Критическое исследование значения военной
географии и статистики" (1846), "Первые опыты военной статистики" (t.  I
- "Вступление" и "Основания политической и военной  системы  германского
союза", 1847; т. II - "Военная статистика прусского королевства", 1848),
"Описание военных действий 1839 г. в Сев.  Дагестане"  (СПб.,  1850)  и,
наконец, в 1852 -  53  гг.  главный  научный  труд  его  -  классическое
исследование об итальянском походе  Суворова.  Над  этой  темой  работал
военный историк А. И. Михайловский-Данилевский, но он умер, успев только
начать исследование; по Высочайшему повелению  продолжение  работы  было
поручено  М.  "История  войны  1799  г.  между  Россией  и  Францией   в
царствование имп. Павла I", по отзыву Грановского, "принадлежит к  числу
тех книг, которые необходимы каждому образованному русскому,  и  займет,
без сомнения,  весьма  почетное  место  в  общеевропейской  исторической
литературе";  это  "труд  в  полном  смысле  слова   самостоятельный   и
оригинальный",  изложение  событий  в  нем  "отличается   необыкновенной
ясностью    и    спокойствием    взгляда,    неотуманенного     никакими
предубеждениями,  и  той  благородной  простотой,   которая   составляет
принадлежность  всякого  значительного  исторического  творения".  Через
несколько лет этот труд потребовал уже нового издания (СПб., 1857); акд.
наук  присудила  ему  полную  Демидовскую  премию  и  избрала  М.  своим
членом-корреспондентом. Перевод на нем.  яз.  Chr.  Schinitt'a  вышел  в
Мюнхене в 1857 г. С 1848 г. М., помимо ученых занятий, состоял по особым
поручениям при военном министре. В 1856 г., по желанию кн. Барятинского,
он был назначен  начальником  штаба  кавказской  армии;  в  1859  г.  он
участвовал в занятии аула Тандо и в овладении укрепленным аулом Гунибом,
где был взят в плен Шамиль. В 1859 г. он получил звание  генер.адъютанта
Е. И. В., а в 1860  г.  был  назначен  товарищем  военного  министра;  в
следующем году он занял пост военного министра и сохранял его в  течение
двадцати  лет,  выступив  с   самого   начала   своей   административной
деятельности решительным, убежденным  и  стойким  поборником  обновления
России в духе тех начал справедливости и равенства, которыми запечатлены
освободительные реформы имп. Александра II.  Один  из  близких  людей  в
кружке, который собирала около себя вел. кн. Елена Павловна, М. даже  на
министерском  посту  сохранял  близкие  отношения  с  довольно   широким
учено-литературным кругом и поддерживал тесную связь  с  такими  лицами,
как К. Д. Кавелин, Е. О. Корш и др. Это близкое соприкосновение Милютина
с  выдающимися  представителями  общества,  знакомство  с  движениями  в
общественной жизни явилось очень  важным  условием  в  его  министерской
деятельности. Задачи министерства в это время были очень  сложны:  нужно
было реорганизовать все устройство  и  управление  армией,  все  стороны
военного быта, давно уже во многом отставшего  от  требований  жизни.  В
ожидании  коренной  реформы  крайне  тяжелой   для   народа   рекрутской
повинности, М. исходатайствовал Высочайшее повеление о сокращении  срока
военной службы с 25 лет до 16 и другие облегчения. Одновременно  им  был
принят  ряд  мер  к  улучшению  быта   солдат   -   их   пищи,   жилища,
обмундирования,    начато    обучение    солдат    грамоте,    запрещено
рукоприкладство  и   ограничено   применение   розог   к   солдатам.   В
государственном  совете  М.  всегда   принадлежал   к   числу   наиболее
просвещенных сторонников преобразовательного движения 60-х гг.  Особенно
заметно сказалось влияние М. при издании  закона  17  апр.  1863  г.  об
отмене  жестоких  уголовных  наказаний  -  шпицрутенов,  плетей,  розог,
клеймения, приковывания к тележке и т. п. В земской реформе М. стоял  за
предоставление  земству  возможно  больших  прав  и   возможно   большей
самостоятельности; он возражал против введения в избрание гласных  начал
сословности, против  преобладания  дворянского  элемента,  настаивал  на
предоставлении самим земским собраниям, уездным и  губернским,  избирать
своих председателей и пр. При рассмотрении судебных уставов  М.  всецело
стоял за строгое проведение основ  рационального  судопроизводства.  Как
только открыты были новые гласные суды, он счел нужным выработать и  для
военного ведомства новый военно-судебный устав (15 мая 1867 г.),  вполне
согласованный  с  основными  принципами  судебных   уставов   (устность,
гласность, состязательное начало). Закон о печати 1865 года  встретил  в
М. строгого критика; он находил  неудобным  одновременное  существование
изданий,  подлежащих  предварительной  цензуре   и   изданий,   от   нее
освобожденных, восставал против сосредоточения власти над печатью в лице
министра внутренних дел и желал решение по  делам  печати  возложить  на
учреждение коллегиальное и вполне самостоятельное. Самой важной мерой М.
было введение всеобщей воинской повинности. Воспитанное  на  привилегиях
высшие классы общества весьма несочувственно относились к этой  реформе;
купцы даже вызывались, в случае освобождения их от повинности,  на  свой
счет содержать инвалидов. Еще в 1870 г. образована была, однако,  особая
комиссия для разработки вопроса, а 1 января 1874 г. состоялся Высочайший
манифест  о  введении  всеобщей  воинской  повинности.   Рескрипт   имп.
Александра II на имя М. от 11 января 1874 г. поручал министру  приводить
закон  в  исполнение  "в  том  же  духе,  в  каком  он  составлен".  Это
обстоятельство выгодно отличает судьбу военной реформы от  крестьянской.
Что особенно характеризует воинский устав 1874 г.  -  это  стремление  к
распространению просвещения. М. был  щедр  на  предоставление  льгот  по
образованию, увеличивавшихся сообразно с его степенью  и  доходивших  до
3-х месяцев действительной службы. Непримиримым противником  М.  в  этом
отношении был министр нар. просвещения граф Д. А. Толстой,  предлагавший
ограничить  высшую  льготу  1  годом  и  уравнять  окончивших   курс   в
университетах с окончившими курс 6 классов классич. гимназий. Благодаря,
однако, энергичной и искусной защите М., проект  его  прошел  целиком  в
государственном совете; не удалось гр.  Толстому  ввести  и  приурочение
воинской  повинности  ко  времени  прохождения  университетского  курса.
Непосредственно для распространения образования в среде войска  М.  было
также  сделано  очень  много.  Помимо  издания  книг  и   журналов   для
солдатского чтения, были приняты меры к развитию самого обучения солдат.
Кроме учебных команд, в которых был  в  1873  г.  установлен  3-годичный
курс, были заведены ротные школы, в 1875 г.  изданы  общие  правила  для
обучения и пр. Преобразованиям подверглись и средние, и  высшие  военные
школы,  причем   М.   стремился   освободить   их   от   преждевременной
специализации, расширяя программу их в духе общего образования,  изгоняя
старые  педагогические  приемы,  заменяя  кадетские   корпуса   военными
гимназиями. В 1864 г. учреждены им были юнкерские училища. Число военных
учебных  заведений  вообще  было  увеличено;  повышен  уровень   научных
требований   при   производстве   в   офицеры.   Николаевская   академия
генерального  штаба  получила  новые  правила;  при  ней   был   устроен
дополнительный курс. Основанные М. в 1866 г. юридич. офицерские классы в
1867 г. были переименованы в военно-юридическую академию. Все  эти  меры
привели к значительному подъему  умственного  уровня  русских  офицеров;
сильно развившееся участие военных в разработке русской науки - дело  М.
Ему же русское общество обязано  основанием  женских  врачебных  курсов,
которые в войну 1877 - 78 гг. оправдали возлагавшиеся  на  них  надежды;
это  учреждение  закрылось  вскоре  по  выходе   М.   из   министерства.
Чрезвычайно  важен  и  целый  ряд  мер  по  реорганизации  больничной  и
санитарной части в войсках, благоприятно отозвавшихся на здоровье войск.
Офицерские  заемные  капиталы  и  военно-эмеритальная  касса   были   М.
реформированы. организованы были офицерские собрания,  изменена  военная
организация армии, учреждена военно-окружная  система  (6  августа  1864
г.),  переустроены  кадры,  реорганизовано  интендантство.   Раздавались
голоса, что подготовка для  солдат,  по  новому  положению,  мала  и  не
достаточна, но в войну 1877 - 78  гг.  молодое  преобразованное  войско,
воспитанное без розог, в духе гуманности,  блестяще  оправдало  ожидания
преобразователей. За труды свои во время войны М. указом от 30 авг. 1878
г. был возведен в графское достоинство. Чуждый всякого желания  скрывать
погрешности своих подчиненных, он  после  войны  сделал  все  возможное,
чтобы   судебным   расследованием   пролить   свет   на   многочисленные
злоупотребления, вкравшиеся во время войны в интендантскую и др.  части.
В 1881 г., вскоре после отставки Лорис-Меликова, из министерства вышел и
М. Оставшись членом государственного совета, М. почти безвыездно живет в
Крыму. М. - почетный президент академий ген. штаба и военно-юридической,
почетный член академии наук  и  академий  артиллерийской,  инженерной  и
медико-хирургической, университетов Московского и Харьковского, общества
попечения  о  больных  и  раненых  воинах,   географического   общества.
Петербургский унив. в 1866 г. присвоил ему ученое звание доктора русской
истории. Ср. "Исторический  очерк  деятельности  военного  управления  в
России за 1855 - 80 гг." (СПб.,  1880);  Г.  Джаншиеев,  "Эпоха  великих
реформ"; биографическая статья В. Якушкина в "Рус. Ведомостях" 1893  г.,
№ 308.
   Л.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz