Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Метр (греч. metron, мера, размер) - в русском языке означает, в более
широком  смысле,  стихотворный  размер,  в  более  тесном  -   неделимую
ритмическую единицу,  с  определенным  расположением  долгих  и  кратких
слогов или же  с  акцентом  (ударением)  на  подлежащем  месте.  В  этом
последнем значении М. отождествляется со стопой, а потому и  метрическое
стихосложение  иначе  называется  стопным.   В   языках   количественных
(квантитативных), каковы древнегреческий, латинский, санскритский и др.,
в основании М. полагается определенная мера  времени,  а  именно  время,
нужное  для  произнесения  короткого  слога  (cronoV   prwtoV,   т.   е.
первоначальное  основное   время),   продолжительность   долгого   слога
принимается  при  этом   за   двойную   или   двухвременную.   Краткость
обозначается знаком , долгота  знаком  -  .  Так  как  "основное  время"
служило мельчайшей частью ритма и единицей ритмической меры, то по числу
его называлась не только стопа (М.), но  и  весь  стих.  Таким  образом,
сочетание слогов долгого с кратким (- или  -)  составляло  трехвременный
М., долгого с двумя краткими (или,  вместо  того,  с  другим  долгим)  -
четырехвременный М., долгого с тремя краткими - пятивременный  М.,  двух
долгих с двумя краткими - шестивременный М. Количество стоп, из  которых
составлены стихи и колена поэтического произведения, обусловливает собой
ритмический род последнего (genoV ruJrcon), а именно ритмы  трохаический
(- ), дактилический (- ), пэонический () и ионический (- - ). Простейшая
и древнейшая строфа во всех родах ритма и у всех народов есть  двустишие
(distichon); она содержит в себе четыре колена. По числу метров в  стихе
последний  именуется  диметром,  триметром,  тетраметром,   пентаметром,
гексаметром; к этим названиям присоединяются названия ритмических  родов
(напр. диметр трохаический). М. в языках квантитативных совпадает  с  их
просодией, и долгота слогов отвечает  ритмическим  ударениям  или  иктам
(ictus);  при  этом  зачастую  грамматические  (иначе  -   прозаические)
ударения или акценты не согласуются с ритмическими,  и  последние  могут
падать на неударяемые слоги. В отличие от этого греческого М.  некоторые
ученые (Олесницкий, Сокальский и др.) допускают понятие  "вольного  М.",
как материальной неделимой единицы, необходимой для проявления  ритма  в
песенной речи. Конструкция "вольного М." разнообразна, как  разнообразны
свойства языков; главная цель его состоит в  том,  чтобы  "давать  такие
ощутимые для слуха части, которые могли бы служить для целей  ритма,  т.
е. сочленяться в известные группы низшего и высшего порядка, а для этого
достаточно даже одного акцента или особой интонации в  каждой  части  на
каком-либо слове или слоге" (П. Сокальский, "Рус. народная музыка", стр.
238).
   А. Деревицкий.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz