Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Мережковский (Дмитрий Сергеевич) - известный поэт.  Род.  в  1866  г.
Отец его занимал видное место в дворцовом  ведомстве.  Окончил  курс  на
историкофилологическом  факультете  Спб.  университета.  Уже  в  15  лет
помещал  стихи  в  разных  изданиях.  Первый  сборник  стихотворений  М.
появился в 1888 г., второй, "Символы", в 1892 г. (СПб.). Очень много  М.
переводит с греч. и латинского: в "Вестн. Европы" 90-х гг. напечатан ряд
его стихотворных переводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Отдельно
вышли "Дафнис и Хлоя" Лонга  (СПб.,  1896).  М.  часто  выступает  и  со
статьями критич. характера: в "Сев. Вестнике", "Рус. Обозрении", "Труде"
и др. напечатаны его этюды о Достоевском, Пушкине,  Майкове,  Короленко,
Кальдероне, французских неоромантиках, Ибсене и др. В 1893 г. издана  им
книга "О причинах упадка современной рус. литературы". В  "Сев.  Вестн."
1895 г. М. с большим успехом дебютировал на поприще исторического романа
"Отверженным" (отд. СПб., 1895).  Отличительные  черты  разнообразной  и
плодотворной   деятельности   М.   -   преобладание   надуманности   над
непосредственным чувством. Обладая обширным литературным образованием  и
внимательно  следя  за  европейским  литературным  движением,  М.  часто
вдохновляется настроениями книжными. Стих его изящен,  но  образности  и
одухотворения в нем мало и, в общем, его поэзия не  согревает  читателя.
Он слишком часто останавливается на темах, не соответствующих  свойствам
его суховатого дарования, и потому впадает в ходульность и напыщенность.
По содержанию своей поэзии, М. сначала  тесно  примыкал  к  Надсону.  Не
будучи "гражданским" поэтом в тесном смысле слова,  он,  однако,  охотно
разрабатывал такие  мотивы  как  верховное  значение  любви  к  ближнему
("Сакья Муни"), прославлял готовность страдать за убеждения  ("Аввакум")
и т. п. На одно из произведении первого периода деятельности М. -  поэму
"Вера" - выпал самый крупный литературный успех.  Чрезвычайная  простота
сюжета,   разработанного   без   всяких   потуг    сказать    что-нибудь
необыкновенное, давала автору возможность не напускать на  себя  никаких
чрезвычайных чувств, а живые картины умственной  жизни  молодежи  начала
80-х гг. сообщают поэме значение серьезного воспроизведения эпохи. Поэма
полна юношеской бодрости и заканчивается  призывом  к  работе  на  благо
общества.  С  конца  80-х  гг.  М.  захватывает   волна   символизма   и
нитцшеанства.  Этот  поворот  невыгодно  сказался  на  его   поэтической
деятельности. Мистицизма или хотя  бы  романтизма  в  ясном  до  сухости
писательском темпераменте М. совершенно  нет,  почему  и  "символы"  его
переходят в ложный пафос и мертвую аллегорию. Историческому  роману  М.,
представляющему  собою  начало  широкой,  хотя  и  весьма   искусственно
задуманной трилогии ("Юлиан Отступник", "Возрождение", "Петр  и  царевич
Алексей"), некоторые стороны нитцшеанства - именно его вполне  свободное
отношение к древнему язычеству - сообщили, однако, очень крупный размах.
В романе масса предвзятости, психология Юлиана неясна и полна крупнейших
противоречий, но отдельные подробности  разработаны  порой  превосходно.
"Отверженный" занимает видное место в ряду наших исторических романов  и
по глубокому проникновению  автора  духом  эллинизма,  и  по  отсутствию
шаблонных приемов. Это результат тщательного ознакомления  с  древней  и
новой литературой о Юлиане и поездки  автора  в  Грецию.  В  критических
этюдах своих М. отстаивает те же принципы, которых практически  держится
в творческой деятельности. Вот почему в  первых  его  статьях,  напр.  о
Короленко, еще чувствуется струя народничества 70-х и начала  80-х  гг.,
почти исчезающая в книжке "О причинах упадка современной литературы",  а
в новейших его статьях уступающая место не только равнодушию  к  прежним
идеалам,  но  даже  какому-то  вызывающему  презрению  к   ним.   Мораль
нитцшевских  "сверхчеловеков"  поразила   воображение   впечатлительного
поэта, и он готов отнести стремление  к  нравственному  идеалу  к  числу
мещанских условностей и шаблонов. Из критических  этюдов  М.  наибольший
шум возбудила книжка "О причинах упадка современной русской литературы".
В ней немало метких характеристик современных литературных деятелей,  но
общая тенденция книжки неясна, потому что автор еще  не  решался  вполне
определенно поставить скрытый тезис своего этюда - мысль о целебной силе
символизма. М. - решительный враг "тенденциозной"  и  утилитарной  школы
русской критики последних  40  лет,  но  собственные  его  статьи  очень
тенденциозны,   потому   что   не   столько   посвящены   характеристике
разбираемого писателя, сколько служат поводом защищать любимые положения
и настроения автора.  Так,  весь  поглощенный  теперь  подготовительными
работами  для  второго  романа  трилогии,  он  в  блестящем,  но  крайне
парадоксальном этюде о Пушкине (сборник П. Перцова, "Философские течения
русской  поэзии")   находит   в   самом   национальном   русском   поэте
"флорентинское" настроение.
   С. В.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz