Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Лист  (Ferenz  Liszt)  -  знаменитый   пианист-виртуоз,   композитор,
педагог, капельмейстер и писатель о музыке, много послуживший  прогрессу
музыкального искусства в XIX стол. Род. 10 октября 1811 г. в Венгрии;  с
самого раннего возраста обнаружил необычайные музыкальные способности  и
заслужил название Wunderkind. Семи лет он  читал  ноты  без  посторонней
помощи и вообще с чтением музыки познакомился  ранее,  чем  с  грамотой.
После трехлетних занятий у отца, Л., когда ему было  около  девяти  лет,
впервые  выступил  в  публичном  концерте.  Шесть  венгерских   магнатов
обеспечили Л. настолько,  что  он  мог  получить  серьезное  музыкальное
образование. С 1821 г. он занимался в Вене игрой на фортепиано  у  Карла
Черни, теорией - у Сальери. Выступая в концертах, Л.  вызывал  громадную
сенсацию в венской публике; во  время  одного  из  них  Бетховен,  после
импровизации мальчика, поцеловал его. В 1823 г. Л. поехал в  Париж,  где
занимался у Паэра, потом у Рейха.  Одноактная  опера  его,  "Дон-Санхо",
была дана  в  Париже  в  1825  г.  К  этому  же  времени  относятся  его
фортепианный концерт A-moll, этюды  и  пр.  В  1827  г.  умер  отец  Л.,
вследствие чего мистическое настроениe, и прежде замечавшееся в Л.,  еще
более его охватило; церковь стала его утешением. Чтение, а  впоследствии
знакомство с такими людьми как Гюго, Бальзак, Гейне,  Альфред  де-Мюссе,
Жорж Занд, выработали в Л. художника-мыслителя. С юных лет  и  до  конца
жизни он старался пропагандировать все то, что заслуживает внимания,  но
остается в тени. Так например, в  1829  г.  Л.  первый  играл  в  Париже
концерт Es-dur Бетховена, классическая музыка которого была в  то  время
недоступна парижанам. Большое влияние оказал на Л. Паганини,  npиехавший
в Париж в 1831 г. Игра гениального скрипача  побудила  Л.  добиться  еще
большего совершенства в исполнении. На некоторое время он  отказался  от
концертирования,  усиленно  работал  над  техникой   и   переложил   для
фортепиано каприччио Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Этот
труд  был  первым  и  чрезвычайно  блестящим   опытом   в   фортепианном
переложении, которое впоследствии Л. довел до столь высокой степени.  На
Л. как на  виртоуза  имел  также  громадное  влияние  Шопен,  а  как  на
композитора - Берлиоз. Около 1835 г. большое внимание обратили  на  себя
статьи Л. о социальном положении артистов во Франции,  о  Шумане  и  др.
Рано Л. начал и педагогическую деятельность, которую никогда не покидал.
В середине 30-х годов Л. предпринимает путешествие по Швейцарии, Италии.
К этому  времени  относятся  его  сборник  пьес  "Album  d'un  voyageur"
(изданный впоследствии под названием "Annees de pelerinage") фантазии на
"Пуритан",  "Лючию",  "Жидовку",   переложения   пасторальной   симфонии
Бетховена и многих сочинений Берлиоза. Дав несколько концертов в  Париже
и Вене, Л. возвращается в Италию  (1839),  где  пишет  знаменитую  пьесу
"Venezia е  Naроli"  и  оканчивает  переложение  симфоний  Бетховена  на
фортепиано. Необычайные размеры его слава получает между 1839 и 1848 гг.
В этот период Л. несколько раз объехал всю Европу, не  исключая  России,
Испании, Португалии, Турции. В России Л. был в 1842 и 1848 гг. Он первый
стал выступать в концертах, исполняя всю  программу  один,  без  участия
посторонних артистов. Результатом артистических путешествий было большое
состояние, давшее Л. возможность  подвинуть  дело  постановки  монумента
Бетховену в Бонне: он внес недостававшую сумму в 18  тыс.  талеров.  Для
музыкального торжества, сопровождавшего открытие  памятника  (1845),  Л.
написал кантату, посвятив ее памяти Бетховена.  Как  пианист-виртуоз  Л.
открыл новые горизонты. Он властвовал над публикой не  только  благодаря
своей  технике  и  новизне  приемов,  но,  главным   образом   благодаря
глубокохудожественному исполнению. Он умел передать свое искусство своим
ученикам  и  создал  целую  листовскую  школу,  представителями  которой
являются Таузиг, Бюлов, г-жи Ментер, Бронсар и  мн.  др.  Величайший  из
пианистов как в игре, так и в  фортепианных  произведениях,  он  выказал
глубокое понимание богатых средств фортепиано. В  1848  г.  Л.  посвятил
себя капельмейстерской деятельности, поселившись  в  Веймаре.  Благодаря
ему,  Веймар  становится  средоточием  музыкальной  жизни  Германии.  На
оперной сцене и концертах, под управлением  Л.  выдвигается  вперед  все
выдающееся  в  музыкальном  искусстве,  все   молодое   и   талантливое.
"Тангейзер" Вагнера, не имевший  успеха  в  Дрездене,  получает  должную
оценку в Веймаре; там же впервые ставится "Лоэнгрин"; обеим этим  операм
Л. посвящает особую брошюру. Берлиоз, потерпевший  неудачу  в  Париже  с
оперой "Бенвенуто Челлини", имеет с ней полный успех в  Веймаре.  То  же
происходит  и  с  оперой  "Геновефа"  Шумана,  совершенно  непонятой   в
Лейпциге. Л. с  одинаковой  симпатией  относился  к  композиторам  своей
страны и чужих стран. Русские композиторы всегда вызывали в Л.  живейший
интерес и большое сочувствие. Во  время  веймарского  периода  написаны:
гранская  месса  и  почти  все  оркестровые  сочинения  Л.,  симфонии  и
симфонические поэмы, масса фортепианных произведений - 15  рапсодий,  18
этюдов, полонезы, ноктюрны. В начале 60-х годов Л. переселился в Рим,  а
в 1865 г. принял малое пострижение  и  звание  аббата.  Свою  творческую
деятельность Л. направляет  теперь  преимущественно  в  сторону  церкви.
Плодом ее явились оратории: "Св. Елизавета", "Христос",  четыре  псалма,
реквием и  венгерская  коронационная  месса.  В  начале  70-х  годов  Л.
выступал как дирижер в Веймаре и Вене, а  с  1875  г.  его  деятельность
сосредоточивается преимущественно в Пеште, где он был выбран президентом
вновь основанной музыкальной академии. 70-летие со дня его  рождения  во
многих  музыкальных  центрах  Европы  (между  прочим  и  в   Петербурге)
чествовалось концертами, составленными из произведений Л. В 1886 г.  Л.,
так сказать, прощался с Европой: в Лондоне и Париже  в  его  присутствии
была исполнена его оратория "Св. Елизавета". В  Люксембурге  приветствия
публики в концерте до того растрогали маститого художника, что он,  хотя
и давно отказавшийся от  публичного  исполнения,  решился  играть  перед
тысячной аудиторией. Осенью этого года  Л.  собирался  в  Петербург,  но
скончался 19 июля в Байрейте, где и погребен. Последними композиторскими
его трудами были второй Мефисто-вальс, симфоническая поэма "От  колыбели
до могилы" и несколько  фортепианных  пьес.  Оратория  "Св.  Станислав",
вступление которой исполнялось еще в 1884  г.,  осталась  недоконченной,
как и фортепианная школа: "Methode de piano". Всех сочинений Л. 647:  из
них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всем,  что
писал Л.,  видна  самобытность,  стремление  к  новым  путям,  богатство
фантазии, смелость и новизна приемов, своеобразный взгляд на  искусство.
Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг  вперед  в
музыкальной архитектонике. Ошибаются те, которые  думают,  что  в  своих
произведениях Л. вращался в области бесформенной фантазии; напротив, его
14 симфонических поэм, симфонии "Фауст" и "Divina comedia", фортепианные
концерты  представляют  богатейший  новый  материал  для   исследователя
музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений  Л.  выдаются
брошюры о Шопене (переведена на русский язык И. А.  Зиновьевым,  в  1887
г.), о "Бенвенуто Челлини" Берлиоза, Шуберте, статьи в "Neue Zeitschrift
fur Musik" и большое сочинение о венгерской музыке ("Des Bohemiens et de
leur musique en Hongrie"). См. Christern, "F. Liszt  nach  seinem  Leben
und Wirken aus authentischen Berichten dargestellt"  (Лпц.);  Schuberth,
"Franz Liszt's Biographie" (Лпц., 1871); Heymann,  "L'abbe  Liszt"  (П.,
1871); П. А. Трифонов, "Франц Лист" (СПб., 1887); Janka Wohl,  "Francois
Liszt", в "Revue internationale" (1886); L. Ramann,  "Franz  Liszt,  als
Kunstler und Mensch" (Лпц., 1880); R. Роhl, "Franz  Liszt.  Sludien  und
Erinnerungen" (Лпц.).
   Н. C.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz