Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Лесаж  (Allain-Rene  Lesage)  -  знаменитый  французский  сатирик   и
романист (1668 - 1747), бретонец по происхождению. Приехав в  Париж  для
изучения юриспруденции, он вел веселую жизнь и бывал в свете; это давало
ему обширный материал для наблюдений, которым  он  воспользовался  много
лет спустя, когда, поглощенный трудом, появлялся только в cafe  Procope,
своего рода литературном клубе. Литературная  деятельность  Л.  началась
переводами и переделками с испанского. В драмах самого  Л.:  "Don  Felix
Mendoce" и "Point  d'honneur"  испанское  влияние  еще  сильно,  но  оно
ослабевает в дальнейшем творчестве сатирика. Начиная  с  драмы  "Crispin
rival de  son  maitre",  Л.  переходит  к  сатире  нравов  и  становится
обличителем современных ему  пороков.  Особенно  резки  его  нападки  на
финансистов и  откупщиков,  типичный  представитель  которых  выведен  в
знаменитой  комедии  Л.:  "Turcaret"   (1709).   Темный   мир   дельцов,
беспощадных к своим  жертвам,  прикрывающих  свое  нравственное  падение
щедростью  и  благородством  в  обращении  с  светским  и   полусветским
обществом - все это чрезвычайно ярко освещено в комедии Л.  Интересны  в
ней также плутоватые лакеи, управляющие судьбой своих доверчивых хозяев;
заимствованные у Мольера, они подготовляют тип классического героя Л.  -
Жиль  Блаза.  Лакеи  Мольера,  при  всем  своем  остроумии,   отличаются
тривиальностью стремлений и наклонностей; у Л. Фронтены, Криспены  и  т.
д. - до некоторой степени  представители  демократического  начала;  они
сознают свое умственное превосходство и стремятся  силой  ума  завоевать
себе земные блага,  в  которых  им  отказала  судьба.  Лучшие  и  вполне
самостоятельные произведения Л. - два романа: "Le Diable Boiteux" и "Gil
Blas". В первом (1709)  дьявол  Асмодей  несется,  вместе  со  студентом
Леандро, над городом и показывает ему внутренность домов, снимая с  этой
целью их  крыши.  В  калейдоскопе  открывающихся  таким  образом  зрелищ
развертывается перед читателем широкая картина жизни, с ее переходами от
радостей к страданиям,  от  нищеты  к  роскоши,  от  счастья  к  горю  и
болезням. Еще шире захвачена жизнь  в  главном  произведении  Л.,  "Жиль
Блазе". Целый ряд приключений  заставляет  испанского  крестьянина  Жиль
Блаза  жить  среди  неприглядного  люда  -  грабителей   и   обманщиков,
авантюристов и шарлатанов, странствующих актеров и других  "picaro",  т.
е. мошенников. Ловкость и природный ум заменяет в этих людях  стремление
к  справедливости;  но  благодаря  тому,  что   их   жертвами   являются
себялюбивые и близорукие баловни судьбы, читатель чувствует  симпатию  к
торжеству находчивости в борьбе с жизнью.  Сатира  Л.  становится  более
широкой и глубже  захватывает  жизнь  общества  во  второй  части  "Жиль
Блаза", появившейся в 1734 г. Бывший  лакей  является  здесь  умудренный
опытом, не попадается на удочку всякого авантюриста и быстро поднимается
по  общественной  лестнице.  Л.  рисует  жизнь  такой,  какова   она   в
действительности,  перемешивая  трогательное  с  комическим.  Мораль  Л.
заключается в применении к обстоятельствам; житейская мудрость его также
непосредственна  и  неизменна,  как  вечны  законы  чувств  и  страстей.
Последние книги романа написаны в ином тоне. Жиль Блаз не только умудрен
жизнью, но и пресыщен ею; он жаждет уединения среди  природы  и  любимых
книг, жаждет спокойного семейного очага: это -  история  семейной  жизни
самого  автора.  Заключительные  аккорды  романа  звучат  примирением  с
жизнью, несмотря на все ее неприглядные стороны.  Литературное  значение
"Жиль Блаза", помимо его художественных достоинств, заключается  в  том,
что  это  первый  реалистический  роман,  сменивший   во   Франции   эру
чувствительных романов XVII в. См. E. Lintilhac, "Lesage"  (в  коллекции
"Grands ecrivains francais").
   З. В.

   Переводы  сочинений  Л.:  А.  Нартова,  "Баккалавр  саламанкский  или
похождение дона Херубино  де-ла-Ронда"  (СПб.,  1763;  2-е  изд.  1784);
"Похождения Естеванилла Гонзалеца, прозванного весельчаком" (СПб.,  1765
- 66); Ив. Кудрявцева, "Зулима или непорочная любовь" (СПб.,  1768);  Д.
Щ., "Увеселительные приключения  Гусмана  д'Алфараша"  (М.,  1785);  Дм.
Мокеева, "Повесть о хромоногом бесе" (СПб., 1791; 2е изд. 1807); А.  К.,
"Гусман д'Алфараш, истинная гишпанская повесть" (М., 1804); Е.  Шаврова,
"Исторический, генеалогический, хронологический,  географический  атлас"
(СПб., 1809); "Шалости забавного Гусмана, или каков в колыбельку,  таков
и  в  могилку"  (М.,   1813);   Вас.   Теплова,   "Похождения   Жилблаза
де-Сантилланы" (СПб., 1812 - 15); Пасынкова, "Хромоногий бес" (1832); В.
Волжского,  "Хромой  бес"  (1832);  "Дон  Жильблаз  де  Сантильяна,  сын
солдата, человек прошедший все состояния" ("Зеленая Библиотека", изд. М.
О. Вольфа, СПб., сокращ. перевод); Эмье, то же (М., 1871); Шлезингер, то
же (М., 1873); новейшее изд. "Жиль-Блаза" Л. Ф. Пантелеева (СПб.  1895);
"Хромой черт" (М., 1874);  "Тюркаре",  комедия,  перев.  С.  Боборыкиной
("Вест. Европы", 1874, №11) и Шерстобитовой (изд. Ледерле, 1895).

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz