Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Лао-цзы - имя китайского философа, жившего в VI в. до Р. Хр. Рождение
его приурочивается к 604 г. Фамилия его  была  Ли,  детское  имя  Эр,  в
зрелом возраст он назывался Бо-янь,  а  посмертный  титул  его  -  Дань;
посему он в сочинениях встречается иногда с именем Ли-эр или Лао-дань. О
его семье, детстве  и  воспитании,  ничего  не  известно.  На  страницах
истории он является уже в зрелом возрасте,  в  звании  историографа  или
библиотекаря  при  императорском  дворе   Чжоусской   династии.   Будучи
свидетелем постепенного упадка империи, Л. решил удалиться  от  двора  в
уединение. Когда он прибыл в Гуань, то начальник горного прохода  Инь-си
сказал ему: "прежде чем ты  скроешься,  прошу  тебя  написать  для  меня
книгу".  Л.  сочинил  тогда  Дао-дэ-цзин,  т.  е.  трактат  о   пути   и
добродетели. После того Лао-цзы удалился, и никто не знает,  что  с  ним
сталось. Позднее,  под  влиянием  даоской  религии  ,  жизнеописание  Л.
развилось  в  целую  эпопею.  В  Шэньсянь-чжуань  (трактат  о  духах   и
бессмертных, соч. Хо-гун'а, IV в. по Р. Хр.)  рассказывается,  что  мать
носила Л. во чреве 62 года (по другим - 72 или 81),  что  он  родился  с
белыми, как у старика, волосами, и потому народ называл его  Лаоцзы,  т.
е. старый мальчик. Ли-цзи и Цзя-юй - со стороны конфуцианства, Сы-мацянь
и Чжуан-цзы - из школы даосской, утверждают, что у Л.  было  свидание  с
Конфуцием (около 517 г. до Р. Хр.), причем из  разговора  этих  мудрецов
определилась противоположность их учений.  Об  исчезновении  Л.  легенды
повествуют, что он жил отшельником  в  хижине  на  уединенной  горе.  Он
достиг уже глубокой старости, когда однажды оседланный буйвол  пришел  к
его дверям и остановился в ожидании. Едва Л. сел на седло, как  животное
помчалось к З и унесло философа навсегда. С течением  времени  Л.  занял
одно из видных мест в  даосском  пантеоне  и  является  здесь  предметом
поклонения под именем Лао-цзюня, который как-то сливается с одним из лиц
троицы  Сань-хуан.  В   культе   даосизма   Л.   иллюстрируется   массою
изображений, в виде картин и статуэток, относящихся ко всем  фактам  его
эпопеи.  Краткость  и  неточность  сведений  о  Лао-цзы  дают  основание
некоторым ученым  сомневаться  в  самом  его  существовании.  Сы-ма-цянь
упоминает о двух соименниках  Л.,  также  философах:  один  из  них  был
современником Конфуция, написал 16 трактатов о школе дао и прожил 160, а
по иным данным - 260 лет; другой, по фамилии Дань, состоял историографом
Чжоусской династии и умер спустя 129 лет по смерти Конфуция. Он отличает
их, однако, от Л. По словам Сы-ма-цянь, "причисляющие себя к доктрине Л.
порицают доктрину ученых, т. е. конфуциантов,  а  последние  бранят  Л.,
который учил, что трансформация является естественным порядком  вещей  и
что  абсолютная  бездеятельность  и   совершенствование   происходят   с
необходимостью из состояния чистоты и покоя". В русской литературе В. П.
Васильев,   при   общем   скептическом   направлении,   не   высказывает
определенного взгляда на Л. Он то считает его жившим позднее  Чжуан-цзы,
то вовсе не признает Л. историческою личностью. Сочинение Л. заключает в
себе около 5000 иероглифов. Характер предмета,  отсутствие  связи  между
отдельными частями трактата и запутанный язык, вместе  с  мистицизмом  и
поэтическими оборотами в изложении,  делают  понимание  его  чрезвычайно
трудным как для  туземных  ученых,  так  и  для  европейских  синологов.
Разделенный в начале на две части, он позднее был подразделен на  главы;
одно из древнейших и наиболее распространенных делений считает 82 главы.
Основным  положением  Дао-дэ-цзина  является  выяснение   понятия   дао,
равносильного которому в европейских  языках  не  существует.  Различные
синологи переводят его различно: путь  (Julien),  путь,  разум  и  слово
(Chalmers), logoV в  смысле  неоплатоников  (Legge),  natura  (Watters);
meuodoV (R. Douglas), но все ученые  соглашаются,  что  эти  термины  не
идентичны с дао. Дао является и мировою материею,  и  мировою  силою,  и
мировым разумом, и абсолютной простотою, и бездеятельностью,  началом  и
концом всего существующего. Весь  мир  произошел  из  дао  и  существует
благодаря  взаимодействию  двух  сил  природы:  положительной   (ян)   и
отрицательной (инь). Человек составляет проявление того же  дао,  причем
его тело
   - часть мировой материи, а душа - часть  мирового  разума;  последняя
бессмертна по отношению  к  телу,  но  теряет  свою  индивидуальность  в
абсолютном дао. В практической жизни руководящим идеалом должна  служить
простота и несложность правил: самопознание и  самоограничение,  свобода
от эгоистических  побуждений  и  любовь  ко  всем  людям,  доходящая  до
предписания за зло  платить  добром.  Бездеятельность,  являясь  идеалом
жизни человека,  вызывает  желание  покоя  и  уничтожение  стремления  к
познанию  внешнего  Мира.  Благо  общества  покоится  на  неведении,   и
правители должны держать народ вдали от знания  и  свободным  от  всяких
стремлений к нему, а  если  бы  кто-либо  оказался  имеющим  знания,  то
обязанность правителей состоит  в  том,  чтобы  лишить  такого  человека
возможности обнаруживать свои знания. - Многие пункты учения  Л.  доселе
остаются еще невыясненными. Раньше в европейской литературе существовали
о  нем  совершенно  превратные  понятия.  Некоторые  римско-католические
миссионеры около 200 лет  назад  находили  удивительное  сходство  между
многими страницами Дао-дэ-цзин'а и св. Писанием.  Моntucci,  в  Берлине,
еще в 1808 г. говорил, что никто, читавший труд Л., не может сомневаться
в факте, что Троичность лиц в Боге была известна китайцам за V в. до  Р.
Хр. Даже Abel Remusat, в своих "Memoires sur la vie et les  opinions  de
Laotze" (1823), защищал мнение, что в 14 гл. Дао-дэ-цзин'а.  встречается
транскрипция слова Иегова. St. Julien опубликованием "Le'  livre  de  la
Voie et de la Vertu" рассеял эти иллюзии. Современная литература о Л.  и
Даоде-цзине возрастает весьма быстро. Кроме упомянутых сочинений, см. В.
Н. Васильев, "Религии В. и очерк истории кит. литературы"; Георгиевский,
"Принципы жизни Китая"; Д. Кониси, "Философия Лаоси"; Legge,  "Texts  of
Taoism"; E. Balfour, "Taoism"; Н. A. Giles, "Chuangtzu".  Перечень  всех
трудов в "Biblioteca Sinica", H. Cordier.
   Д. П.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz