Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Клир (klhroV, clerus) - причт,  духовенство.  К.  в  обширном  смысле
называется  состав  духовных  лиц,  по  правилам   христианской   церкви
посвященных на служение в ней, в  менее  обширном  -  совокупность  всех
духовных  лиц  церкви,  за  исключением  архиереев,   также   -   состав
священно-церковнослужителей при определенном церковном  учреждении  (при
церкви приходской, соборной, домовой). Название klhroV  в  применении  к
духовенству и в  отличие  от  laoV  -  совокупности  мирян,  усвоено  от
упоминаемого в Свящ.  Писании  (Деян.  1,  23-26)  способа  избрания  на
апостольское  служение,  посредством  жребия,  ап.  Матфия.  Состав  К.,
способы принятия в К., условия посвящения, права, обязанности, положение
и отношения клириков слагались в первоначальной церкви согласно  учению,
примерам и указаниям апостолов, практикой или обычаями и затем правилами
церкви. На основании апостольского учения и предания и правил вселенской
церкви   установились   общие   начала   канонического   положения   К.,
соблюдавшиеся, развивавшиеся и сохранившиеся до настоящего времени, не в
одинаковом    виде,    в    церквах    православной,     р.католической,
армяно-григорианской и  в  других  древних  восточных,  а  отчасти  и  в
некоторых церквах  позднейшего  происхождения  (англиканской,  шведской,
финляндской  и  до  некоторой  степени  лютеранско-немецкой).  Различные
стороны правового положения К. и клириков  к  истории  различных  стран,
поместных и вероисповедных церквей, сверх общих правил,  сложившихся  во
время образования законодательства вселенской церкви,  определялись  еще
местными   обычаями   и   узаконениями,   как    церковными,    так    и
государственными. Различными соотношениями  факторов,  действовавших  на
историческое развитие К. в разные времена и в разных странах и церквах -
вероучение, правила вселенской, поместных  и  вероисповедных  церквей  и
государственных законодательств  -  объясняются  разности  в  составе  и
конструкции К. в различных странах и церквах, как в  истории,  так  и  в
действующем     праве     современных     церквей     православной     и
римско-католической.  По  правилам  православной  вселенской  церкви,  в
состав К. входят два класса лиц: церковнослужители (uphretai, klhrikoi в
тесном  смысле)  и  священнослужители  (ierwmenoi,  ieratikoi).   Первые
поставляются на служение церкви через обряд ceiroJesia или  определяются
и причисляются  в  К.  распоряжениями  церковной  власти,  на  основании
местного  законодательства  церковного  и  государственного.  В  древней
церкви в их состав в разных  местностях  включались  иподиаконы,  певцы,
чтецы, аколуфы, экзорцисты, остиари,  труждающиеся  (kopiatai),  екдики,
нотарии, defensores и т. п. Большая часть этих видов К. не удержалась  в
истории православных поместных церквей.  В  древней  России  к  клирикам
причислялись дьяки,  поддъяки,  дьячки,  пономари  и  другие  "церковнии
людие"; назывались они общим именем "причетников", которое  удерживается
и доселе. В XVIII и XIX вв.  к  разряду  причетников,  кроме  дьячков  и
пономарей, принадлежали, по законодательству государственному, служители
при различных церковных учреждениях (соборных  церквах),  положенные  по
штатам под разными именованиями (певчих, свещеносцев, звонарей, сторожей
и др.). В 1869 г. узаконено признавать в К. один вид церковнослужителей,
именно псаломщиков. В  современном  праве  всех  поместных  православных
церквей  клириками  в  тесном  смысле   называются   лица,   "получившие
посвящение на служение церкви вне алтаря" - иподиаконы, чтецы и певцы; в
некоторых церквах к ним причисляются приготовляющиеся  к  поступлению  в
священные должности, состоящие под руководством епископов или допущенные
к участию в  богослужении  церковном  (в  румынской  церкви);  в  других
церквах  клириками  считаются  те,  которые  носят  церковные  звания  и
должности  -   как   духовные,   так   и   светские   лица.   В   состав
церковнослужителей или  клириков,  через  религиозный  обряд  посвящения
ceiroJesia), совершаемый епископом, по  правилам  вселенской  церкви  не
могут быть принимаемы: непринадлежащие к церкви, судившиеся и обвиненные
в преступлениях против  христианской  нравственности,  правил  церкви  и
государственных законов,  самооскопители,  состоявшие  или  состоящие  в
незаконном браке,  находящиеся  в  браке  с  иноверными,  не  обладающие
правами гражданской свободы (рабы, состоящие под заключением и  т.  п.),
одержимые болезнями душевными (бесноватые) и телесными,  препятствующими
исполнению обязанностей в служении церкви,  не  приготовившиеся  к  сему
служению и  не  испытанные  епископом  в  поведении  и  в  подготовке  к
церковному служению. Положительные условия, требуемые  от  кандидата  на
звание клирика, следующие: узаконенный правилами местной церкви возраст,
принадлежность   к   православному   вероисповеданию,    безукоризненное
нравственное поведение, установленная  правилами  или  обычаями  местной
церкви степень образования, подготовленность и расположение к  церковной
службе,  телесное  здоровье  и  душевное  состояние,   необходимое   для
исполнения обязанностей клирика. К  особенностям  положения  клириков  в
церкви относятся: подсудность их церковному  суду  по  церковным  делам,
правам и отношениям, подчиненность  и  послушание  церковной  власти  по
должности, содержание от должности и  преимущественное  перед  мирянами,
при равных условиях,  право  на  посвящение  в  священный  сан  дьякона.
Гражданские,   государственные   и   общественные   права   определяются
законодательством государства.  Церковные  права  клириков  прекращаются
увольнением от должности по собственному  желанию  или  по  распоряжению
церковной власти, по приговору церковного суда и в случае  осуждения  по
уголовному преступлению. Священнослужителями называются  такие  духовные
лица православной церкви, которые посвящены  на  служение  церкви  через
таинство священства посредством рукоположения -  ceirotonia  -  и  имеют
своим  назначением  распространять   и   утверждать   в   людях   учение
христианской  веры  и  начала  христианской  нравственности,   совершать
богослужение  и  таинства  и  участвовать  в  устройстве  и   управлении
церковном.  К  классу  священнослужителей,  по  различию  трех  степеней
священства,  принадлежат  дьяконы,  пресвитеры  и  епископы.  В  степень
дьякона не могут быть  посвящены  такие  лица,  которые  не  могут  быть
приняты в клирики (церковнослужители), а также не достигшие  25-ти  лет,
не  отличающиеся  безупречной  жизнью,  необладающие  степенью   знаний,
определенной правилами поместных церквей, двоеженцы, женившиеся на вдове
или на разведенной от брака или на порочной девице, вступившие  в  брак,
подлежащий признанию недействительным, предполагающие  вступить  в  брак
после посвящения, имеющие в своей семье членов неправославной веры и  не
подготовленные  к  посвящению  предварительной  службой  в   клире   или
соответственным ей  служением  церкви  (в  учительской  должности),  или
воспитанем и хиротезией. К  степени  дьяконской  в  некоторых  поместных
церквах причисляются и иподьяконы, которые, в таком случае,  посвящаются
на условиях, равных с дьяконами. В пресвитерскую степень не  могут  быть
посвящены такие лица, которые не могут быть дьяконами, но,  сверх  того,
от кандидатов в пресвитеры требуются: возраст не ниже 30 лет  (VI  всел.
пр. 14), образовательный богословский ценз, установленный  обычаями  или
правилами  поместных  церквей,  предварительное   служение   в   церкви,
состояние в степени дьякона и твердость в вере и  в  беспорочной  жизни,
засвидетельствованная  испытанием  на   исповеди.   Особенные   условия,
требуемые от кандидата в епископы, сверх установленных для посвящаемых в
пресвитерский сан, суть следующие: испытанная не менее, как в течение  4
лет, верность православию,  степень  знаний  в  священном  писании  и  в
канонах церкви, достаточная для разъяснения их другим людям, состояние в
сане  пресвитерском,  свобода  от   супружества,   отсутствие   телесных
недостатков  (глухота,  недостатки  в  речи),   могущих   препятствовать
исполнению епископских обязанностей, и, по  распространенной  во  многих
поместных  церквах   практике,   предварительное,   прежде   посвящения,
пострижение  в  монашество  (особенные  церковные  права  и  обязанности
каждого вида  священнослужителей  см.  Диаконы,  Пресвитеры,  Епископы).
Особенности правового положения  всех  священнослужителей,  по  правилам
вселенской церкви, следующие: 1) они не могут принимать на себя  мирских
попечений и вдаваться в народное управление, т. е. занимать должностей в
государстве, земстве, обществе и в заведывании имениями частных лиц;  2)
не могут вступать в брак, быть поручителями  за  других,  поверенными  и
ходатаями в чужих делах, за исключением дел церкви и малолетних, под  их
опекой состоящих; 8) они состоят  по  всем  церковным  делам,  правам  и
отношениям в повиновении, подчиненности и подсудности церковной  власти,
также  и  по  обвинению  в  таких   уголовных   преступлениях,   которые
несовместимы с саном священнослужительским. На основании этих  принципов
регулируется  юридическое  положение   священнослужителей   православной
церкви  в  поместных  церквах   и   разных   странах   законодательством
государственным и местно-церковным. Права  священнослужителей  теряются:
добровольным сложением сана с разрешения церковной власти, по приговорам
церковных и государственных судов, вследствие обвинения в преступлениях,
а права епископские, сверх того - принятием пострижения в схиму.

   Источники и литература. "Книга  правил  свв.  апостол,  вселенских  и
поместных соборов и св. отец"  (изд.  1862);  "Прибавление  к  Духовному
Регламенту о правилах причта церковного" (М., 1856, стр. 95  след.);  "О
должностях пресвитеров приходских" (25 изд., М., 1853); Шагуна, "Краткое
изложение канонического права" (СПб., 1872, cтр. 218 - 237, 257 -  262);
Бердников, "Краткий курс церковного права" (Каз., 1888, стр. 40  -  48);
Д-р Милаш, "Православно-церковное право" (Задар, 1890, стр. 283 - 278).
   Римско-католическая церковь с XII века присвоила себе  исключительную
власть, независимо от государства, определять и  узаконять  в  церкви  и
государстве положение и права К как особого состояния церковного (Status
ecclesiasticus); но в нoвейшие вpeмeнa государственное  законодательство
всех  стран  ограничивает  многие  привилегии  К.,  усвояемые   ему   р.
католической иерархией. По  каноническому  праву  р.-катол.  церкви,  К.
предназначается к исключительному управлению в церкви и  разделяется  на
clerus saecularis и regularis .Способами  вступления  и  принятия  в  К.
служат tonsura (пострижение) и ordinatio (посвящение). Эти способы столь
же  необходимы  для  приобретения  прав  клирика,  как  крещение  -  для
вступления в  состав  членов  церкви.  Церковью  принято  семь  степеней
посвящения.  По  различию  степеней  клирики  носят   разные   названия,
приобретают различные права и разделяются на ordines  minоres  -  низших
клириков,  к  которым  принадлежат   ostiarii,   lectores,   exorcistae,
acolythae, принимаемые через tonsura, и на ordines  majores,  к  которым
относятся subdiaconi, diaconiet  presbyteri.  Выше  пресвитерского  сана
стоит  orao  episcoporum,  члены  которого  получают   сан   посредством
cousecratio episcopalis.  Для  принятия  в  К.  установлены  условия  со
стороны  принимаемого  (ordinandus)  и   принимающего   (ordinarius)   и
основания (tituli  ordinationis).  Для  вступления  в  К.  требуется  со
стороны вступающего абсолютная способность быть  клириком  и  наличность
определенных  качеств.  Неспособными  к  вступлению  в   К.   признаются
некрещенные и женщины. Препятствиями  к  принятию  в  К.  служат  личные
недостатки кандидатов,  называемые  irregularitates.  Irregularitates  -
двоякого рода: ex defectu и ex delicto. Irregularitates ex  defectu:  a)
def. natalium - происхождение от незаконного брака; b) def.  libertatis,
по которому не могут быть приняты в клир рабы, крепостные,  супруги  без
согласия жен, обязанные отчетностью по управлению общественными  кассами
или чужими имениями; с) def.  aetatis  -  недостаток  возраста,  который
определен для принятия в ordines majores в 21,  22  и  24  года,  а  для
посвящения в епископы - в  30  лет;  d)  def.  corporis,  препятствующий
исполнению важнейших обязанностей клирического звания или несовместный с
его достоинством; е) def. scientiae - недостаток образовательного ценза,
установленного на Tpиентском соборе; f) def.  animi,  -  T.  е.  болезнь
душевная; g) def. sacramenti, по которому не принимаются лица, бывшие  в
двух последовательных браках,  женатые  на  вдовах  и  т.  п.;  b)  def.
perfectae lenitatis
   - недостаток мягкосердия, предполагаемый  в  лицах,  участвовавших  в
постановлении или исполнении смертного  приговора,  в  убийцах,  военных
людях, бывших на войне, хирургах; i) def. fidei, по которому исключаются
из кандидатов в К. новообращенные, не конфирмованные, крещенные в тяжкой
болезни (clinici). Некоторые из перечисленных irregularitates  (например
def. natalium legitimorum) могутбыть устранены диспенсацией  папы,  -  К
irregularitates  ex  delicto  относятся  все   вообще   преступления   и
проступки, которые, по законам государства и правилам церкви,  соединены
с infamia. - Посвящать в К.  может  лишь  иepapx,  обладающий  ordinaria
jurisdictione  в  отношении  к  посвящаемому  или   получивший   на   то
дозволение. - Основаниями для посвящения  в  К.  новых  лиц  служат:  a)
titulus  beneficii  -  наличность  должности,  обеcпеченной  достаточным
материальным содержанием; b) lit. patrimonii vel pensionis - по которому
посвящаемое  лицо  может  получать  содержание   или   из   собственного
имущества, или из стипендии, назначенной ему каким либо учреждением  или
частным лицом; с)  tit.  mensae,  по  которому  епископ  или  иное  лицо
обязывается доставлять  посвящаемому  достаточное  содержание;  d)  tit.
religiosae  professionis  -  назначение  посвящаемого   для   совершения
церковной службы в монастырях и  е)  tit.  missionis  -  посвящение  для
отправления  на  миссионерскую  деятельность.  -  Клирики,  по  правилам
церкви, пользуются особыми преимуществами, которые называются privilegia
cleri. Виды этих привилегий следующие: a) privilegia canonis, к  которым
относятся особое место в церкви, право  на  уважение  от  мирян,  особая
одежда и участие в  управлении  церковными  учреждениями  по  назначению
ordinarii;  b)  priv.  fori  -  исключительная   подсудность   церковной
юрисдикции во всех делах, церковных, гражданских  и  уголовных;  но  эта
привилегия  законами  современных  государств  ограничена  в   различных
странах в различной степени; с) priv. immunitatis -  свобода  от  личных
податей и повинностей,  государственных,  земских  и  общественных;  она
также  ограничивается  законодательствами  отдельных  государств,  и  d)
beneficium  competentiae  -  право  на  приличное  содержание  при  всех
обстоятельствах  жизни.  В  особенные  обязанности   клирикам   вменены:
безбрачие, ежедневное прочтение  положенных  молитв,  полное  послушание
церковной власти, удаление  от  мирских  занятий  и  увеселений.  -  Ср.
Hinsetius, "Das Kirchenrecht der Katholiken und  Protestanten"  (Берлин,
1869); Schulte, "Lebrbuch des Kath. und evangelischen Kirchenrechts"  (4
изд., Гиссен).
   М. Горчаков.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz