Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Канон  (греч.  kanwn,  буквально  -  прямой  шест  -   всякая   мера,
определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник).
   I. В древней Греции композиторы, грамматики,  философы,  медики  этим
словом  называли  свод  основных   положений   или   правил   по   своей
специальности, имевших аксиоматический или  догматически  характер  (то,
что позже, в эпоху схоластики, наз. summa, напр. summa philosophiae).  У
древних греческих юристов kanw(означал то  же,  что  у  юристов  римских
regula juris - краткое положение,  тезис,  извлеченный  из  действующего
права и представляющий схему  для  решения  того  или  другого  частного
юридического вопроса.
   II. Во времена христианства это название прежде всего,  еще  в  эпоху
апостолов, было усвоено тем правилам церковным, которые  происходили  от
самого И. Христа и апостолов, или были установлены церковью  в  пределах
данных ей от И.  Христа  и  апостолов  полномочий,  или,  наконец,  были
установлены хотя  и  государством,  но  применительно  к  основанной  на
божественных заповедях  компетенции  собственно  церковной.  Имея  форму
положительных определений и нося на себе внешнюю церковную санкцию,  эти
правила назывались К., в отличие от тех постановлений о церкви, которые,
исходя   от   власти   государственной,   охраняются   ее   санкцией   и
осуществляются  ее  силой.   Последним   в   юридической   греко-римской
литературе усвояется название закона - nomoV, общее  со  всеми  законами
государства. По мнению византийских канонистов (Вальсамона,  Властаря  и
др.), а также некоторых новейших ученых, каноны имеют большую силу,  чем
законы, так как последние издавались только греко-римскими императорами,
а каноны - святыми отцами церкви, с утверждения императоров,  вследствие
чего  К.   принадлежит   авторитет   обеих   властей   -   церковной   и
государственной. В  обширном  смысле  К.  называются  все  постановления
церкви, как  относящиеся  к  вероучению,  так  и  касающиеся  устройства
церкви,  её  учреждений,  дисциплины  и  религиозной  жизни   церковного
общества, а иногда и  творенья  отдельных  отцов  церкви  (напр.  "Kanwn
ekklhsiastikoV" Климента  Александрийского).  После  того,  как  церковь
стала свое  вероучение  излагать  в  общецерковных  символах,  слово  К.
получило более специальное значение - постановления вселенского  собора,
относящегося к устройству церкви, её управлению, учреждениям, дисциплине
и жизни. В этом значении слово К. окончательно узаконено 1 и 2 правилами
трулльского собора. Поэтому в сборниках церковных К.  хотя  находятся  и
символы, и догматы, но лишь настолько, насколько  они  входят  в  состав
определений  соборов.  Затем,   обыкновенно,   различают   К.   всеобщие
(kaJolikoi, genikoi kanoneV) и  частные  или  местные  (topikoi,  idikoi
kanoneV), а некоторые канонисты, кроме того -  К.  личные  (prosopikoi).
Большинство ученых, с Вальсамоном во  главе,  постановлений,  касающихся
отдельных лиц, не признают за К., по силе  принципа:  jura  non  in  sin
gulas personas, sed generaliter constituntur.  Определениями  вселенских
соборов  VI  и   VII   в.   К.   церковные   признаются   "неотменными",
"несокрушимыми"  и  "непоколебимыми";  но  эти  определения,  по  самому
существу дела, допускают  ограничения  и  исключения.  Ученые  канонисты
различают  К.  действующие  и   прекратившие   действие.   К   неотменно
действующим К. относятся лишь К. всеобщие, касающиеся предметов веры,  а
также существенных оснований  общецерковного  устройства  и  дисциплины.
Церковный К., обусловленный обстоятельствами  времени,  приостанавливает
действие К. более древнего, в чём они не согласуются один с другим, и  в
свою очередь может подлежать  отмене  по  миновании  обстоятельств,  его
вызвавших. Иногда позднейший К. считается  не  отменой  более  древнего,
относящегося к  тому  же  предмету,  а  лишь  его  разъяснением.  Устное
предание получает характер К.  лишь  после  того  как  оно  оформлено  в
постановлении  собора.  К.  соборов  вселенских  исправляют  и  отменяют
постановления соборов поместных. Иные  К.  признаются  утратившими  свою
силу вследствие изменившегося  порядка  жизни  церковной,  а  равно  при
наличности несогласных с ними государственных законов. Из  постановлений
соборов сначала название К. усвоялось лишь правилам соборов  вселенских.
Трулльскй собор возвёл на степень К., равных  по  силе  и  ненарушимости
постановлениям вселенских соборов,  правила  девяти  поместных  соборов:
анкирского, неокесарийского, гангрского,  антиохийского,  лаодикийского,
сардикийского, карфагенского и константинопольского, затем  правила  так
называемые апостольские и правила, извлеченные  из  творений  тринадцати
отцов  церкви:  Дионисия   Александрийского,   Петра   Александрийского,
Григория Неокесарийского, Афанасия Александрийского,  Василия  Великого,
Григория  Нисского,  Феофила   Александрийского,   Григория   Богослова,
Амфилохия     Иконийского,     Тимофея     Александрийского,     Кирилла
Александрийского,    Геннадия    Константинопольского     и     Киприана
Карфагенского. Впоследствии к К. причислены правила константинопольского
собора  861  г.,  так  называемого  двукратного  или   второпервого,   и
константинопольского собора 879 г.,  бывшего  в  храме  Софии.  Всех  К.
православной церкви 762. Древнейший сборник, воспроизводящий первобытную
церковную практику - так назыв. постановления апостольские (diatagai twn
agiwn apostolwn), о которых упоминает в III в. Ириной Лионский, а  в  IV
в. Афанасий Александрийский и  Епифаний  Кипрский,  -  в  первоначальном
своем виде не дошел до нас, а в том виде, в каком он сохранился от V в.,
содержит много примесей и искажений, вследствие  чего  собор  трулльский
(692 г.) воспретил пользоваться им, как источником  каноническим,  и  он
имеет значение лишь исторического материала. Другой  сборник  древнейших
К. церкви,  известный  под  именем  правил  св.  апостолов,  составление
которого  в  нем  самом  приписывается  Клименту  (отнюдь  не   римскому
епископу, как думали до позднейшего времени), сначала имел значение лишь
местное, и хотя еще 1-й  вселенский  собор  ссылался  на  некоторые  его
правила, но в настоящем своем виде он получил начало,  по  мнению  проф.
Лашкарева, не ранее половины V в. Дионисий Малый знал его (и перевел  на
латинский язык) лишь в числе 50  правил;  но  Иоанн  Схоластик  и  затем
трулльский собор признали его подлинным  в  полном  составе  85  правил.
Первым кодексом церковных К.,  бывшим  в  употреблении  со  времен  имп.
Константина Великого, был сборник правил собора никейского,  дополненных
правилами поместных соборов анкирского, неокесарийского и гангрского,  а
позже - и  антиохийского;  он  был  составлен  в  период  времени  между
никейским и константинопольским  вселенскими  соборами,  на  Востоке,  и
пополнялся, затем, постановлениями позднейших  соборов.  В  половине  VI
века  в  его  состав   входят   вышеупомянутые   апостольские   правила.
Кодификация государственных законов греко-римской империи при  Юстиниане
вызвала подобные же работы и со стороны церкви, по отношению  как  к  её
собственным  К.,  так  и  по  отношению  к  государственным  законам  по
церковным  вопросам.  Отсюда  получили  свое   начало   так   называемые
номоканоны. В  настоящее  время  кодексом  действующих  церковных  К.  в
греческой  церкви  служит  Пидалион  (phdalion  -  руль   на   корабле),
составленный греч. учеными в 1793 -  1800  гг.,  на  основании,  главным
образом, синтагмы патр. Фотия. К тексту К. присоединены:  1)  толкования
Зонары, Аристина (составившего в XII в. "толкование на синопсис  К.")  и
Вальсамон;  2)  правила  Иоанна  Постника,  Никифора  и  Николая   патр.
константинопольских,  и  3)  несколько  статей,  относящихся  к  области
брачного права и формальностей церк. делопроизводства. Такое же значение
имеет и Синтагма (suntagma), изд. в  Афинах  в  1852  -  59  г.  Русская
церковь,  при  самом  своем  начале  принявшая,  вместе  с  вероучением,
церковное право Византии, в виде номоканона  (получившего  на  Руси  имя
Кормчей), доселе не имеет полного  кодекса  действующих  ныне  церковных
законов и постановлений, так что, по справедливому замечанию  одного  из
современных канонистов русских, за одно и тоже церковное закононарушение
один епископ  может  присудить  одно  наказание,  основываясь  на  одном
правиле, другой епископ - другое,  руководясь  другим  законом.  Имеется
лишь полное собрание, в хронологическом порядке, К.  древней  вселенской
церкви, под названием книги правил, издаваемой от  лица  св.  синода.  В
недавнее  время  (1873  -  1878  гг.)  московским  обществом   любителей
духовного просвещения, по мысли протопресвитера М.И. Богословского,  под
редакцией сначала проф.  А.Ф.  Лаврова,  а  потом  проф.  А.С.  Павлова,
сделано научное  издание  этих  правил  -  греческого  их  подлинника  и
славянского перевода, параллельно  с  толкованиями  Зонары,  Аристина  и
Вальсамона. Хронологическое "Собрание  постановлений  по  ведомству  св.
Синода" едва начато синодальной архивной комиссией (с 1869  по  1894  г.
издано семь томов, обнимающих время с 1721 по 1733 г. включительно). См.
Biener, "De collectionibus  canonum  ecclesiae  Graecae"  (Берл.  1827);
Bickell, "Geschichte des Kirchenreebts"  (Гиссен,  1843);  Zacharia  von
Lingenthal,  "Die  griechischen  Nomocanonen"  (СПб.,  1877);  проф.  М.
Остроумов, "Курс  православного  Церковного  права.  Ч.  1-я.  Источники
церковного права" (Харьков,  1894;  в  этом  сочинении  рассмотрена  вся
древняя  и  новая  литература  предмета);  проф.  П.  Лашкарев,   "Право
церковное в его основах и источниках" (Киев, 1889); проф. Н. Заозерский,
"Очерки кодификации церк. права", в "Чтен.  моск.  общ.  любит.  духовн.
просвещ."  (1881  -  1883);  его  же,  "Исторический  обзор   источников
церковного права" (М., 1891).
   III.  Кроме  отдельных  постановлений  церковных,  название   К.,   с
присоединением  эпитета:  церковный,  усвояется   их   целому   составу.
"Церковный  К."  церкви  вселенской  большинством  канонистов  считается
завершившимся, в Х веке, с изданием номоканона Фотия. Состоявшиеся после
того церковные постановления на православном Востоке и в церкви  русской
признаются местными или частными К. (idikoi, topikoi).
   IV. Название К., с присоединением слов священный, библейский, усвоено
составу  тех  священных  книг  Ветхого  ("Ветхозаветный  К.")  и  Нового
("Новозаветный К.") Завета, которые признаются церковью боговдохновенным
и служат первоисточниками и нормами веры. В этом  смысле  сначала  самое
учение церкви назыв. в древней церкви (у Иринея Лионского и др.)  kanwn,
kanwn thV pistewV, thV alhJeiaV; затем оно перенесено и  на  состав  тех
книг, которые содержат в себе это учение (в  первый  раз  -  у  Оригена:
"Scripturae canonicae"). Многие ученые, по  примеру  Землера,  объясняют
слово К. в применении к Св. Писанию в смысле каталога или  списка  книг,
назначенных для чтения в церкви, так что этим названием не  обозначается
еще ни боговдохновенность их, ни значение источника норм веры.  Но  хотя
это  слово  иногда  употреблялось  в  значении   каталога,   однако,   в
большинстве случаев, оно означало norma, regula (fidei); в IV же в.  оно
уже исключительно применялось к составу книг боговдохновенных. Ср. проф,
В.Г. Рождественский, "История новозаветного К." ("Христ. Чтение", 1873 -
1874); архим. Михаил,  "Библейский  К.  Св.  Писания  Ветхого  и  Нового
Завета" ("Чтения в обществе  любит.  дух.  Просвещения",  1872);  А.  В.
Горский, "К вопросу  о  происхождении  К.,  против  Баура"  (в  "Чтениях
общества дух. Просвещения", 1877); Ник. Елеонский, "О времени завершения
новозаветного К." там же, 1877);  А.  В.  Горский,  "Образование  канона
Нового Завета"  ("Прибавления  к  творениям  св.  Отцов",  1871);  Keil,
"Lehrbuch der historischkritischen Einleitung  in  die  kanonischen  und
apokryphischen  Schriften  des  Alten  Testaments"   (1873);   Guericke,
"Neutestamentliche Isagogik" (Лпц., 1868; русский перев., М., 1869).
   V. В правилах вселенских соборов и св. отцов словом  К.  обозначается
также  составлявшийся  для  нужд  епархиального  управления  список  или
каталог (katalogoV) священнослужителей  и  церковнослужителей  известной
епархии;  отсюда  произошло  древнее   название   каноники   (kanonikni,
canonici).
   VI. Словом К. называется, наконец, особая группа христ. богослужебных
песнопений, входящих в состав утрени и связанных в одно целое  единством
предмета (напр. - прославление того или иного  святого  или  события  из
евангельской истории). Каждый канон разделяется на песни  (wdh),  каждая
песнь в свою очередь  состоит  из  ирмоса  и  нескольких  более  кратких
частей, называемых стихами (sticoV). Обыкновенное число песен в каноне -
девять или восемь ("полный канон"); но есть каноны из  четырех,  трех  и
двух песен, называемые четверопеснцами,  трипеснцами  и  двупеснцами.  В
полных К. каждая песнь имеет свой особый предмет, заимствуемый из песен,
находящихся в Св. Писании, применительно к общей теме К.  Каждому  стиху
К. предшествует соответственный главному  предмету  всего  К.  "припев",
например в К, воскресном - "слава, Господи, святому воскресению твоему".
Ради краткости поются из К. лишь ирмосы припевы  же  и  стихи  читаются.
Единственный К., который поется весь - пасхальный,  на  утрене  светлого
Воскресения.  -  К.  составляют  самый   обширный   отдел   христианской
гимнологии;  их  писали  лучшие  гимнологи  восточной  церкви  -  Андрей
Критский, Козьма Маюмский, Феодор Студит и др. Один св.  Иоанн  Дамаскин
составил 64 К. Значительная часть их  написана  в  греческом  подлиннике
хорошими метрическими стихами; некоторые, кроме того, имеют акростихи из
начальных букв главных стихов  К.  Эта  черта  греческих  К.  удержалась
отчасти и в К. русского происхождения: так, в К. св.  Димитрию  царевичу
из начальных букв главных стихов образуется фраза: "хвалю славу царевича
Димитрия". Все ныне употребляемые при богослужении К. имеются в  хороших
прозаических переводах протопресвитера М.И. Богословского и  проф.  Е.И.
Ловягина.  Единственный  опыт  перевода   стихотворного,   равного,   по
художественным красотам, достоинствам подлинника,  встречается  в  поэме
графа  Алексея  Толстого:  "Иоанн   Дамаскин".   См.   apxиeп.   Филарет
(черниговский),  "Обзор  песнопений  и  песнопевцев  Восточной   церкви"
(1857).
   Н. Барсов.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz