Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Благо, добро (греч. agaJon, лат. bonum, фр.  bien,  нем.  Gut,  англ.
good. ) - понятие, издавна  занимающее  философов  мыслителей,  играющее
важнейшую роль в области общественной, экономическо-социальной, и потому
входящее и в сферу  государственной  политики,  вызывающее  определенные
стремления и мероприятия политического союза - государства.
   1) Понимая под благом в обширном смысле  удовлетворение  человеческой
потребности  или  стремления,  а  потому  и  цель  каждого   стремления,
мыслители еще древнего классического Mиpa (Платон, Аристотель  и  многие
различные школы, их учения  развивавшие).  разъяснили:  во  первых,  что
самое понимание блага субъективно,  почему  и  стремления  людей  весьма
различны; во вторых, что тем не  менее,  каждое  благо  есть  цель,  для
достижения  которой  является  человеческое  стремление,   деятельность,
предприятия  человека;  в  третьих,  что,  не  смотря  на   субъективное
понимание,  блага  человеческие  в  обобщении  могут   представить   три
категории: 1) материальные блага, достижение которых доставляет человеку
чувственное наслаждение, удовольствие; 2)  духовные  блага  -  понимание
красоты и  истины,  доставляющее  духовное  наслаждение,  удовлетворение
разумным стремлениям  человека;  3)  спокойствие  духа,  рождающееся  от
сознания выполнения обязанности - нравственное  благо,  добродетель;  4)
наивысшее благо - eudaimonia, благополучие, заключающееся  в  достижении
всех  благ,  к  которым  стремится  человек,  есть   наиважнейшая   цель
человеческой жизни, которой соответствует и самая  высокая  деятельность
политическая,  возможная   только   в   государстве,   почему   древними
мыслителями государство и рассматривалось, как средство  для  достижения
благополучия.
   Христианская религия значительно расширила воззрения на благо, сильно
подняв представления человека о целях и задачах человеческих стремлений.
Великая проповедь Христа о всепрощающей христианской любви и о  любви  к
ближнему  в  корне  изменяет   представление   о   благе:   благом   уже
представляется не только удовлетворение собственным интересам и выгодам,
но и доставление выгоды другому.  Господствовавшее  до  тех  пор  начало
эгоизма ставится рядом с  новым,  твердо  и  величественно  поставленным
началом альтруизма: не только собственное  благо,  но  и  благо  другого
составляет действительное благо человека. Высокое христианское учение  о
братстве  и  братской  любви  только  постепенно   делается   достоянием
человечества.  Долгий  период  варварства  и  толкователей   исказителей
отодвинул человечество от  верного  понимания  указанного  христианством
понятия всестороннего блага. Но, чем ближе к нашему времени,  тем  более
растет  эта,  сколько  простая,  столько  и  величественная  истина   об
альтруизме, который стремится постоянно умерять эгоизм,  и  может  вести
вперед, к новому расцвету все виды и формы человеческого единения.
   Когда после средневекового гнета и  тяжких  недоразумений,  жаждавшие
мысли обратились к творениям древних  мыслителей,  этика  последних,  их
воззрения на благо и благополучие подействовали на первый  раз  чарующим
образом, и в XVI и XVII ст. возник  целый  ряд  эвдаймонических  теорий,
разъяснявших и толковавших более или менее удачно  учение  Аристотеля  и
продолжавших его школ. Но наступила и критика воззрений на  государство,
как на средство обеспечить  благополучие,  а  вместе  с  тем  и  критика
воззрений  на   благо.   Нечто   новое,   сравнительно   с   философами,
подражателями древних, говорит знаменитый Бакон:
   Этика, долженствующая положительным методом разобрать образ  действий
человеческой воли, указывает идеалы добра  и  способ,  которыми  человек
может его достигать. Идеал  добра  вытекает  из  двоякого  естественного
стремления человека: сделаться самостоятельною личностью и сделаться при
том частицею  какого  нибудь  большего  (общественного)  целого;  первое
составляет благо частное, второе - благо общественное. Особенную  широту
воззрений в области исследования начал этики проявил мыслитель XVII ст.
   Лок,  очистивший  парадоксальное  учение   Гоббcа   об   эгоизме,   и
сделавшийся любимым учителем англичан. Рассуждая  о  благе,  он  считает
нравственным принципом человеческой деятельности стремление к счастью  и
разбивает совершенно Гоббcа, полагавшего, что в естественном состоянии у
человека есть возможность действовать совершенно по своему произволу,  а
в государстве человек может действовать и стремиться не иначе,  как  при
полном повиновении. Локк доказывает, что и в естественном состоянии и  в
государстве  человек  пользуется   и   должен   пользоваться   свободою,
ограничиваемою только  благом  других.  Эти  идеи  его  были  развиваемы
многими англ. мыслителями в так называемых системах доброжелательства. К
таким же  приблизительно  выводам  еще  ранее  пришел  Декарт,  из  идей
которого и вышли толкования Пуфендорфа и  Томазия.  Особенно  жe  сильно
повлияла на немецких ученых разъяснением альтруизма, как любви  человека
к ближним вследствие  любви  его  к  Богу,  этика  Спинозы.  Французскиe
мыслители конца XVIII ст., подготовившиe почву для теории  утилитаризма,
которую так блистательно  развил  Бентам,  ставивший  целью  государства
возможно большее счастье для возможно большего числа людей и критическая
философия Канта, разъяснившая юридические задачи государства  -  привели
мыслителей XIX стол. к воззрениям,  хотя  и  разнящимся  в  подробностях
относительно блага и благополучия, но все более и более приближающимся к
верному  пониманию  евангельского  учения  о  благе,   заключающемся   в
христианской любви к ближнему.
   II. В экономическо-социальном отношении под  благом  разумеется  все,
что имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно в обширном
смысле разумеются все имущественные блага. На немецком языке Gut,  и  на
французском bien имеют и  специальное  значение  недвижимого  имущества.
Имущественные блага создаются, приобретаются,  меняются,  распределяются
на основании внутренних, управляющих хозяйственною жизнью  экономических
законов, изучаемых политическою экономиею.  Приобретение  ценностей  или
вещей, как отдельных,  так  и  совокупности  таких  имущественных  благ,
имущества, влияет на общественное положение каждого человека,  порождает
различные общественные классы,  зависящие  от  количества  имущественных
благ, которых достигает, и которыми пользуется  каждый.  Различие  таких
классов, взаимное отношение их и взаимное  влияние,  переходы  людей  из
одного класса в другой в связи с созданием различного рода  человеческих
единений, передвижение имущественных благ,  и  движение  самих  классов,
восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющих
общественною  жизнью  социальных  или  общественных  законов,  изучаемых
социологиею или обществоведением.
   III. Количество всякого рода благ и способы  распределения  их  между
членами  общества,  составляющего  политический  союз   -   государство,
предопределяет могущество и  политическое  значение  последнего.  Потому
задачею государства и предметом особой его политической или  полицейской
деятельности должно быть создано  таких  общих  и  одинаковых  для  всех
условий, при которых законные стремления граждан к достижению благ  были
бы для всех  и  каждого  возможны.  Такая  государственная  деятельность
опирается  на  умение  согласовать   нормы   положительного   закона   с
требованием естественного закона развития  и  законов  экономического  и
социального. Методы такого соглашения и  причины  различного  достижения
разными государствами такой политической цели изучает наука "Полицейское
право".
   Проф. И. Андреевский.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz