Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Аввакум Петрович, протопоп г. Юрьевца-Поволожского, -  расколоучитель
XVII ст., род. до  1610  г.  Происходивший  из  бедной  семьи,  довольно
начитанный, угрюмого и строгого нрава, А. приобрел известность  довольно
рано как ревнитель православия, занимавшийся и изгнанием бесов.  Строгий
к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление
от церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать  от
возмутившейся  паствы  в  Москву.  Здесь  А.,  слывший  ученым  и  лично
известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (ум.  1652)  в  "книжном
исправлении".  Никон  заменил  прежних  справщиков,  для  которых  греч.
подлинники были недоступны; людьми действительно учеными.  Никон  и  его
справщики завели те "новшества", которые  и  послужили  первою  причиною
возникновения раскола. А. занял одно из первых мест  в  ряду  ревнителей
старины и был одной из первых жертв преследования, которому  подверглись
противники Никона. Уже в сент. 1653 г. его  бросили  в  тюрьму  и  стали
увещевать, но безуспешно. А. был сослан в Тобольск, затем 6 лет  состоял
при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания "даурской земли",
доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура,  претерпевая  не  только  все
лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова,
которого он обличал в разных неправдах. Между тем Никон  потерял  всякое
значение при дворе, и А. возвращен был в Москву  (1663).  Первые  месяцы
возвращения его в Москву были временем большого  личного  торжества  А.;
сам царь выказывал к нему  необыкновенное  расположение.  Вскоре  однако
убедились, что А. не личный  враг  Никона,  а  противник  господствующей
церкви. Царь посоветовал  ему  через  Родиона  Стрешнева,  если  уже  не
"соединиться", то по крайней мере молчать. А. послушался, но не надолго.
Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать  архиереев,  хулить
4-х конечный крест, исправление  символа  веры,  трехперстное  сложение,
партесное пение,  отвергать  возможность  спасении  по  новоисправленным
богослужебным книгам и послал даже челобитную  царю,  в  которой  просил
низложения Никона и восстановления иосифовских обрядов.  В  1664  г.  А.
сослан  был  в  Мезень,  где  он  пробыл  11/2  года,   продолжая   свою
фанатическую проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных  по
всей России, окружными посланиями, в  которых  именовал  себя  "рабом  и
посланником Иисуса Христа", "протосингелом российской церкви". В 1666 г.
А. привезен был в Москву, где его  13  мая  после  тщетных  увещаний  на
соборе, собравшемся для  суда  над  Никоном,  расстригли  и  прокляли  в
Успенск. соборе за обедней, в ответ на что А. тут же  возгласил  анафему
архиеpеям. И после этого не отказывались еще от  мысли  переубедить  А.,
расстрижение которого было встречено большим неудовольствием и в  народе
и во многих боярских домах и даже при дворе, где у ходатайствовавшей  за
А. царицы было в день расстрижения его  "великое  нестроение"  с  царем.
Вновь происходили увещания А. уже пред лицом вост. патриархов  в  Чудове
м-ре, но А. твердо стоял на своем. Сообщников его в это  время  казнили.
А. был только наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Ему  даже  не
вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп
симбирский, был сослан в Пустозерск. 14 лет просидел А. на хлебе и  воде
в земляной тюрьме в Пустозерске,  неустанно  продолжая  свою  проповедь,
рассылая грамоты и окружные послания. Наконец, дерзкое письмо его к царю
Федору Алексеевичу, в котором он просил царя Алексея Михайловича и ругал
патриарха Иоакима, решило участь А. и его товарищей. 1 апр. 1681 г.  они
были сожжены в Пустозерске. Раскольники считают  А.  мучеником  и  имеют
иконы  его.  В  сфере  раскола  А.   действовал   не   только   примером
непреклонности  убеждения;  он  -  и   один   из   наиболее   выдающихся
расколоучителей. А. приписывают 43 соч., из которых 37, в  том  числе  и
автобиография его ("Житие"), напеч.  Н.  Субботиным  в  "Материалах  для
истории раскола" (т. I  и  V).  Вероучительные  взгляды  А.  сводятся  к
отрицанию никоновских "новшеств", которые он ставит в связь  с  "римской
блудней, т.е. с латинством. Кроме того, А. в  св.  Троице  различал  три
сущности или существа, что  и  дало  первым  обличителям  раскола  повод
говорить об особой секте "аввакумовщины", которой на самом деле не было,
так как взгляды А. на св. Троицу не были приняты раскольниками.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz